Ирина Хурсулова
Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Упражнение "Цветок"
Цель: снятие эмоционального напряжения, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Инструкция. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить красивый цветок. Попытаться вообразить все до мелочей. Потом открыть глаза и изобразить все, что представлял. Придумать историю про него.
Примечания: если ребёнок сочинил грустную историю или у цветка плохое настроение, то предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
2. Упражнение "Музыкальный калейдоскоп"
Публикация «Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: развивать воображение, учить выражать свои эмоции на бумаге.
Материалы: краски, кисточки, записи классической музыки.
Инструкция. Предложить ребёнку нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета так, как почувствует.
3. Упражнение "Ловкие пальчики"
Цель: в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления.
Материалы: гуашь или пальчиковая краска, лист бумаги.
Инструкция. Предложить малышу по рисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь.
Примечания: не надо давать какое-то определённое задание. Просто позволить раскрепоститься и испытать необычные ощущения.
4. Упражнение «Мелки – наперегонки»
Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Материалы: бумага, восковые мелки, карандаши, фломастеры.
Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно – быстро) делает мелками штрихи на листе.
5. Упражнение «Свободный рисунок в круге»
Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.
Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги в виде круга.
Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге.
6. Упражнение «Разноцветные листы»
Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги.
Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым, после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.
7. Упражнение «Разноцветные камушки»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Материалы: гуашь, кисти, морские камушки.
Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.
8. Упражнение «Рисунок глиной»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материалы: гуашь, пальчиковые краски, листы бумаги.
Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге.
Тема рисунка может меняться.
9. Упражнение «Водный салют»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения.
Материалы: гуашь, краски, листы бумаги.
Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.
10. Упражнение «Семья»
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и
представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.
Материалы: гуашь, краски, шаблоны фигур (женской,
мужской, детской).
Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской,
мужской, детской, при желании прокомментировать свою работу.
11. Упражнение «Мой страх»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.
Инструкция № 1: ребенку предлагается нарисовать свой страх
(на что он похож, прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок,
убрав его в стол воспитателя.
Инструкция № 2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.
Инструкция № 3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.
Материалы: гуашь, краски, листы бумаги.
12. Упражнение «Дополнительное рисование»
Цель: выявить склонность к неуверенности.
Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать,
другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.
С каждым последующим дополнением
места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека,
т. к. он будет «нарушать» рисунок другого.
При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения
не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом
при дополнении чужого рисунка, дефицит места, где можно нарисовать
что -то свое, боязнь испортить уже нарисованное.
Материалы: цветные мелки, фломастерами, карандаши, альбомный лист.
13. Упражнение «Рисуем настроение»
Цель: Развитие эмпатии.
Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т. д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное.
14. Упражнение «Счастье»
Цели: Ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.
Инструкция: Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?
Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья.
А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать.
Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа. Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это.».
Игра «Волшебные зеркала»
Цель: закрепление позитивного отношения к себе.
Ведущий предлагает участникам нарисовать себя. В первом зеркале – маленьким и испуганным, Во втором – большим и веселым. В третьем зеркале – счастливым.
Обсуждение:
На кого ты был похож?
На кого ты сейчас похож?
Какой человек симпатичнее?
В какое зеркало ты чаще смотришься?
15. Упражнение «Рисование страха»
Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».
Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).
16. Упражнение «Нарисуй свою мандалу»
Цель: снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.
Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое, когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу.
17. Упражнение «Рисуем вместе»
Для состязания необходимы два листа бумаги и фломастеры. Две группы ребят садятся напротив друг друга и помогают рисовать рисунок-фантазию. Представитель команды на листе соперников рисует или чертит любую закорючку. Члены команды должны продолжить эту закорючку, линию своей деталью, чтобы впоследствии получился осмысленный рисунок. Вот так по очереди ребята друг у друга на листе фантазируют, усложняя рисунок. Команда должна в любом случае закончить свой необычный рисунок и дать ему название.
18. Упражнение «Рисование под музыку»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.
Лето – красные мазки (ягоды)
Осень – желтые, оранжевые (листья)
Зима – голубые (снег)
Весна – зеленые (листья)
19. Упражнение «Рисунок любви»
Возьмите альбомный лист, краски, фломастеры и нарисуйте Любовь, дайте волю воображению, не сдерживайте себя. Какой она Вам представляется? Какие цвета ей подходят? На что похожа Ваша любовь? Теперь посмотрите на свой рисунок, ответьте на вопросы и запишите ответы:
Насколько это похоже на Ваши отношения в жизни?
Какие цвета преобладают в Вашем рисунке?
Что нового Вы узнали о себе?
Что Вам нравится и что не нравится в вашем рисунке?