Вагабова Инесса
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизации дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна. Система работы включает в себя подготовительный и основной этапы. Ко второму (основному) этапу можно переходить только после усвоения первого (подготовительного) этапа.
Публикация «Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Цель картотеки дидактических игр – помочь педагогам познакомить детей с основными понятиями (слово-живой предмет, слово-неживой предмет, слово-признак, слово-действие, предложение, слово-ассоциация) и их содержанием, а также с алгоритмом написания дидактического синквейна.
Материал картотеки может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, а также родителям.
Содержание:
Подготовительный этап…3
Основной этап…34
Приложение: Наглядно-графические схемы…. 45
Последовательность изучения понятий:
1. Формирование умения ставить вопросы к словам, обозначающим предметы (живые, неживые, действия и признаки предмета;
2. Формирование умения подбирать слова, обозначающие живые и неживые предметы, несколько действий, которые может производить предмет и несколько признаков к этому предмету;
3. Знакомство с предложением. Учатся составлять простое нераспространенное предложение, затем
распространенное, путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах предлогах;
4. Знакомство со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом
Игра «Живое, неживое»
Задачи: 1. Закрепить понятие о предмете и его названии.
2. Формировать умение определять «живые» и «неживые» предметы.
Предварительная работа:
- объяснить детям, что они живут в мире, их окружают разные предметы. Люди придумали для каждого предмета свое
название. Доска на четырех ножках, за которой можно обедать, играть, называется «стол». Мы видим предмет и называем его
словом. Детям предлагается назвать 3-4 слова, обозначающих различные предметы;
- познакомить детей с понятиями «живой» предмет, «неживой» предмет. Побеседовать о свойствах «живых» и «неживых»
предметов.
Оборудование: предметные картинки, с изображениями «живых» и «неживых» предметов.
Описание игры. Педагог показывает картинки с изображениями «живых» и «неживых» предметов. На «живой» предмет –
дети, например, хлопают в ладоши, на «неживой» – топают (действия выбираются детьми).
Пример: белка, лиса, камень, стул, облако, муравей, аист, дерево и т. д.
Игра «Покажи картинку-символ»
Задачи: 1. Совершенствовать умение определять живые и неживые предметы;
2. Познакомить с графическим обозначением предмета («живого», «неживого»).
Предварительная работа: познакомить детей с картинками-символами : «неживой» предмет – синий прямоугольник, «живой» предмет – красное сердце.
Описание игры. Педагог называет различные слова-предметы «живые» и «неживые». Если дети слышат название «живого» предмета, то поднимают сердце, если «неживого» – синий прямоугольник.
Пример: медведь -, стул - и т. д.
Игра «Подбери вопрос»
Задачи: 1. Формировать умение, правильно, ставить вопрос;
2. Совершенствовать умение подбирать картинку-символ к предмету.
Предварительная работа: объяснить детям, что все слова, обозначающие «живые» предметы отвечают на вопрос «Кто?», а «неживые» на вопрос «Что?».
Оборудование: предметные картинки, с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие «живой» и «неживой» предмет,
Описание игры. Детям предлагается выбрать любую картинку с изображением предмета, поставить к нему вопрос и
подобрать картинку-символ.
Пример:-
Это кто? -
Это что? -
Игра «Четвертый лишний»
Задачи: 1. Формировать умение находить «лишний» предмет;
2. Формировать умение обосновывать свой выбор.
Оборудование: карточки, разделенные на четыре квадрата с изображениями одного «живого» и трех «неживых» предметов или одного «неживого» и трех «живых» предметов, мелкие белые прямоугольники.
Описание игры. Детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым прямоугольником ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.
Пример: «Автобус – лишний, потому что это – «неживой» предмет, а синичка, курица и корова – это «живые» предметы».
Игра «Какой он? Какая она? Какое оно?»
Задачи: 1. Дать понятие о словах, обозначающих признаки предмета;
2. Познакомить с графическим обозначением признака предмета.
Оборудование: предметные картинки с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие признак предмета.
Описание игры. Педагог показывает детям картинку с изображением лимона и предлагает поставить вопрос к слову лимон (какой) и ответить на него (жёлтый, овальный, маленький, большой, кислый и т. д.). Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой? Эти слова обозначают признаки предмета (показ картинки-символа). А теперь посчитайте, сколько я скажу слов: Большой, новый (Два слова). Какое первое слово?
(Большой). Какое второе слово? (Новый). Теперь вы назовите по два слова-признака. Педагог указывает на предметы, и спрашивает «Какой он? Какая она? Какое оно?». Дети отвечают. Таким образом, отрабатываются прилагательные мужского,
женского и среднего рода.
Пример: Большой удобный
Игра «Угадай, что это? кто это?»
Задачи: 1. Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки;
2. Обогащать словарь детей.
Описание игры. Педагог предлагает детям отгадать предмет по его признакам.
Пример: Маленький, круглый, колючий — (ежик).
Какой ёжик? — …
Стройная, зелёная, колючая — … (елка).
Какая ёлка? —
Игра «Опиши предмет»
Задачи: 1. Закреплять в речи детей слова-предметы и слова-признаки.
2. Обогащать словарь детей.
Оборудование: предметные картинки с изображениями различных предметов, картинки-символы, обозначающие признак предмета.
Описание игры. Педагог показывает детям картинку с изображением предмета и предлагает поставить к нему вопрос и подобрать подходящие по смыслу слова-признаки.
Пример:
Какой он? – Круглый, сладкий, твердый, тяжелый
Игра «Кто что делает?»
Задачи: 1. Дать понятие о слове, которое обозначает действие;
2. Познакомить с графическим обозначением действия предмета.
Оборудование: картинка-символ, обозначающая действие предмета.
Описание игры. Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети) :
«Саша, рисуй». И спрашивает у детей: «Что делает Саша?» Дети, должны ответить одним словом. Затем педагог даёт другие
задания ребёнку, а дети называют его действия.
Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли, и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие (показ картинки-символа). Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос».
Например: Варит (что делает, шьёт (что делает, бежит (что делает, смеётся (что делает).
Игра «Кто как передвигается?»
Задачи: 1. Формировать умение различать слова, обозначающие действие предмета;
2. Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: предметные картинки с изображениями различных животных, птиц, насекомых и др.
Описание игры. Педагог показывает предметную картинку. Дети определяют животное и называют способ его передвижения.
Пример: лошадь – скачет, рыба – плавает, кузнечик – прыгает и т. д.