Юлия Фирсова
Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи:
- Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.
- Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
- Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.
Публикация «Картины природы в музыке, живописи и поэзии, Осень,» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Стихи про осень для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия:
Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.
Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Дети:
Осенью!
Музыкальный руководитель :
Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы об осени?
Дети:
Цыплят по осени считают.
Осень - время собирать урожай.
Придет осень, за все спросит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Осень - перемен восемь.
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Осень непогодь несет.
Осенней озими в закрома не кладут.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Музыкальный руководитель :
Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.
Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, ягодами, грибами, орехами, радоваться её по-своему чудесной погоде.
Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла красавица-осень? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель :
Ребята, вспомните песню, рассказывающую об осени?
Исполняется песня «Осенний вальс», музыка и слова Л. П. Куклиной.
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель :
Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.
Скажите, а вам нравится осень? А какая бывает осень?
Давайте подойдём с вами к нашему волшебному осеннему дереву, будем снимать листочки с него, и, называть слово, характеризующее, какая бывает осень. ( Ответы детей: золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная)
Музыкальный руководитель :
Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.
Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы.
Чтобы нарисовать картину : у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.
Сейчас мы послушаем пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского.
Скажите, какое настроение выражает эта музыка? ( Ответы детей: грустная, жалобная, печальная, скучная, спокойная, медленная и т. д.).
Музыкальный руководитель :
Ребята, эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь».
Действительно, эта пьеса передаёт осеннее умирание природы, унылый пейзаж и грусть по уходящему лету. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.
Посмотрите, ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень». Что вы видите на картине? ( Ответы детей: деревья в жёлтых листьях; речка; пожелтевшая трава; солнце; облачное небо.)
Музыкальный руководитель :
На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.
К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель :
Эта картина создает ощущение свежести чувств в солнечный осенний день, осенняя погода в этой картине вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор.
Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной? ( Ответы детей: «Осень» из «Времена года» Вивальди).
Музыкальный руководитель :
Давайте еще раз послушаем эту пьесу, и вы мне расскажете, какую осень вы представляете, слушая эту музыку? ( Ответы детей: разноцветная осень, разноцветные леса, осенние листочки собираются на бал и т. д.).
Музыкальный руководитель :
А какая музыка по характеру? ( Ответы детей: торжественная, светлая, воспевает красоту осенней природы и т. д.).
Музыкальный руководитель :
Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину : осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.
Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.
А ведь осень бывает очень разная! Давайте споем о ней.
Исполняется песня «Золотая осень».
Музыка И. Болдырева, Л. Маковской; слова О. Высотской.
Ребята, какими словами поэт в этой песне называет осень?
(Золотая, огневая).
Музыкальный руководитель :
Мы уже с вами говорили, что осенняя погода бывает разной: грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.
Давайте мы с вами возьмем в руки разноцветные осенние листочки и изобразим осенний листопад.
Исполняется танцевальная композиция «Танец осенних листьев» под музыку П. И. Чайковского «Осень.
Музыкальный руководитель :
В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная.
Ребята, кто помнит, какое стихотворение А. Плещеева изображает картину осенней непогоды?
Дети читают стихотворение «Осень» :
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.
Музыкальный руководитель :
А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру «Кленовый листочек».
На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
Музыкальный руководитель :
Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.
Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.