Папки-передвижки

Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень.

Юлия Фирсова
Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень.
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.

Задачи:

- Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.

- Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.

- Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.

Публикация «Картины природы в музыке, живописи и поэзии, Осень,» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.

Музыкальный руководитель :

Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

Дети:

Осенью!

Музыкальный руководитель :

Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы об осени?

Дети:

Цыплят по осени считают.

Осень - время собирать урожай.

Придет осень, за все спросит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.

Осень - перемен восемь.

Осенью скот жиреет, а человек добреет.

Осень прикажет, весна свое скажет.

Осень непогодь несет.

Осенней озими в закрома не кладут.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Музыкальный руководитель :

Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.

Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, ягодами, грибами, орехами, радоваться её по-своему чудесной погоде.

Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла красавица-осень? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель :

Ребята, вспомните песню, рассказывающую об осени?

Исполняется песня «Осенний вальс», музыка и слова Л. П. Куклиной.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель :

Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

Скажите, а вам нравится осень? А какая бывает осень?

Давайте подойдём с вами к нашему волшебному осеннему дереву, будем снимать листочки с него, и, называть слово, характеризующее, какая бывает осень. ( Ответы детей: золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная)

Музыкальный руководитель :

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы.

Чтобы нарисовать картину : у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Сейчас мы послушаем пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского.

Скажите, какое настроение выражает эта музыка? ( Ответы детей: грустная, жалобная, печальная, скучная, спокойная, медленная и т. д.).

Музыкальный руководитель :

Ребята, эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь».

Действительно, эта пьеса передаёт осеннее умирание природы, унылый пейзаж и грусть по уходящему лету. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Посмотрите, ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень». Что вы видите на картине? ( Ответы детей: деревья в жёлтых листьях; речка; пожелтевшая трава; солнце; облачное небо.)

Музыкальный руководитель :

На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки — ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.

К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель :

Эта картина создает ощущение свежести чувств в солнечный осенний день, осенняя погода в этой картине вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор.

Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной? ( Ответы детей: «Осень» из «Времена года» Вивальди).

Музыкальный руководитель :

Давайте еще раз послушаем эту пьесу, и вы мне расскажете, какую осень вы представляете, слушая эту музыку? ( Ответы детей: разноцветная осень, разноцветные леса, осенние листочки собираются на бал и т. д.).

Музыкальный руководитель :

А какая музыка по характеру? ( Ответы детей: торжественная, светлая, воспевает красоту осенней природы и т. д.).

Музыкальный руководитель :

Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину : осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.

Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.

А ведь осень бывает очень разная! Давайте споем о ней.

Исполняется песня «Золотая осень».

Музыка И. Болдырева, Л. Маковской; слова О. Высотской.

Ребята, какими словами поэт в этой песне называет осень?

(Золотая, огневая).

Музыкальный руководитель :

Мы уже с вами говорили, что осенняя погода бывает разной: грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

Давайте мы с вами возьмем в руки разноцветные осенние листочки и изобразим осенний листопад.

Исполняется танцевальная композиция «Танец осенних листьев» под музыку П. И. Чайковского «Осень.

Музыкальный руководитель :

В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная.

Ребята, кто помнит, какое стихотворение А. Плещеева изображает картину осенней непогоды?

Дети читают стихотворение «Осень» :

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Музыкальный руководитель :

А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру «Кленовый листочек».

На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Музыкальный руководитель :

Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.

Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Циклограмма. Интеграции и реализации в образовательной области «Музыка» ЦИКЛОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА" 10 лет назад я составила циклограмму по музыкальному воспитанию.

Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки. Одной из важных задач нравственно-эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень.
Опубликовано: 24 октября 2012 в 22:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картины природы в музыке, живописи и поэзии. Осень.» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фирсова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД