Борисова Галина
Карта педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы общеразвивающей и комбинированной направленности ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Карта педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
1. Организационное обеспечение
Нормативно-правовые локальные акты
- Внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
- Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу)
- Образовательная программа, включающая коррекционно-развивающую программу
- Приказ о создании и положение о ПМПк
- Договор с родителями
Публикация «Карта педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы общеразвивающей и комбинированной направленности ДОО» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Организация медицинского обслуживания
- Сопровождение врача-психиатра в учреждениях обслуживания здравоохранения
Организация питания
- Без особенностей, по основному меню ОУ
Организация взаимодействия с родителями
- На основе договора
Организация взаимодействия с МСЭ
- На основе договора
Организация взаимодействия с ПМПК
- На основе договора
Организация взаимодействия с органами социальной защиты
- На основе договора
2. Материально-техническое обеспечение
Архитектурная среда
- оборудованная зона для релаксации
Специальное оборудование
- Комната или уголок психологической разгрузки
- Кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога
- Мультимедийные средства и оборудование и набором аудио- и видеодисков
- Оборудование сенсорной комнаты
Предметно-пространственная среда
- Сортировщики различных видов, треки различного вида для прокатывания шариков; шары звучащие, блоки с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением; игрушки с вставными деталями и молоточком для «забивания»; настольные и напольные наборы из основы со стержнями и деталями разных конфигураций для надевания; наборы объемных тел повторяющихся форм, цветов и размеров для сравнения; бусы и цепочки с образцами сборки; шнуровки; народные игрушки «Бирюльки», «Проворные мотальщики», «Бильбоке»; набор из ударных музыкальных инструментов, платков, лент, мячей для физкультурных и музыкальных занятий; доски с прорезями и подвижными элементами; наборы для навинчивания; набор для подбора по признаку и соединения элементов; мозаика с шариками для перемещения их пальчиками; наборы ламинированных панелей для развития моторики; магнитные лабиринты с шариками; пособия по развитию речи; конструкция с шариками и рычагом; наборы с шершавыми изображениями; массажные мячи и массажеры различных форм, размеров и назначения; тренажеры с желобом для удержания шарика в движении; сборный тоннель-конструктор из элементов разной формы и различной текстурой; стол для занятий с песком и водой
- Комплект деревянных игрушек-забав; набор для составления портретов; костюмы, ширмы и наборы перчаточных, пальчиковых, шагающих, ростовых кукол, фигурки для теневого театра; куклы разные; музыкальные инструменты; конструктор для создания персонажей с различными эмоциями, игры на изучение эмоций и мимики, мячики и кубик с изображениями эмоций; сухой бассейн, напольный балансир в виде прозрачной чаши; сборный напольный куб с безопасными вогнутыми, выпуклыми и плоскими зеркалами
- Наборы из основы со стержнями разной длины и элементами одинаковых или разных форм и цветов; пирамидки с элементами различных форм; доски с вкладышами и наборы с тактильными элементами; наборы рамок-вкладышей одинаковой формы и разных размеров и цветов со шнурками; доски с вкладышами и рамки-вкладыши по различным тематикам; наборы объемных вкладышей; составные картинки, тематические кубики и пазлы; наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; мозаики с цветными элементами различных конфигураций и размеров; напольные и настольные конструкторы из различных материалов с различными видами крепления деталей; игровые и познавательные наборы с зубчатым механизмом; наборы геометрических фигур плоскостных и объемных; наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала разного вида; математические весы разного вида; пособия для изучения состава числа; наборы для изучения целого и частей; наборы для сравнения линейных и объемных величин; демонстрационные часы; оборудование и инвентарь для исследовательской деятельности с методическим сопровождением; наборы с зеркалами для изучения симметрии; предметные и сюжетные тематические картинки; демонстрационные плакаты по различным тематикам; игры-головоломки
- Бусы с элементами разных форм, цветов и размеров с образцами сборки; набор составных картинок с различными признаками для сборки; наборы кубиков с графическими элементами на гранях и образцами сборки; домино картиночное, логическое, тактильное; лото; игра на изучение чувств; тренажеры для письма; аудио- и видеоматериалы; материалы Монтессори; логические игры с прозрачными карточками и возможностью самопроверки; логические пазлы; наборы карт с заданиями различной сложности на определение «одинакового», «лишнего» и «недостающего»; планшет с передвижными фишками и тематическими наборами рабочих карточек с возможностью самопроверки; перчаточные куклы с подвижным ртом и языком; трансформируемые полифункциональные наборы разборных ковриков
- Фигурки людей с ограниченными возможностями здоровья, игра «Рыбалка» с крупногабаритными элементами для совместных игр; набор составных «лыж» для коллективной ходьбы, легкий парашют для групповых упражнений; диск-балансир для двух человек; домино различное, лото различное; наборы для театрализованной деятельности
3. Программно-методическое обеспечение
Программы:
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М. :Просвещение, 2010.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. Н., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : КАРО, 2009.
3. Худенко Е. Д., Приходько О. Г. Программа воспитание и социализации детей со сложной структурой дефекта – М., 2008
4. Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Под. ред. Л. А. Тимофеевой - Мн. : Народная асвета, 2007
Методическое обеспечение
1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М. : Просвещение, 2011.
2. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е. А Стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. ; под. ред. Е. А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО - Изд. 2-е. - М., Экзамен, 2004.
3. Баряева Л. Б., Герасимова Е. О., Данилина Г. С., Макарчук Н. А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. – М. : Лоиро, 1997.
4. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб. : Издательство РГПУ им. Герцена, 2001.
5. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М. : Экзамен, 2006.
6. Закрепина А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие. - М. : Дрофа, 2007. - 141, [3] с. - Дошкольник.
7. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М. : Аркти, 2000.
8. Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - М. : Дидактика Плюс, 2002.
9. Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста /Под ред. Н. В. Серебряковой. - СПб. : КАРО, 2005.
10. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. - М. : Ассоциация Даун Синдром, 1997.
Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М. : Коррекционная педагогика, 2005.
11. Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2011
12. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).-СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.
13. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
14. Богданова Т. Г., Варламова О. И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2011
15. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М. Просвещение, 1991.
16. Лебедева Е. Н. Ознакомление детей с отклонениями в умственном развитии со звуками окружающей действительности. Методическое пособие. - М. : Классикс Стиль, 2007.
17. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. - М. : ВЛАДОС, 2005
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // в сб. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М. : Просвещение, 2009.
19. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. : Дрофа, 2008
20. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. : Дрофа, 2008
21. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц
22. Буфетов Д. Коррекция навыков общения у детей с нарушением интеллекта. – М. : Просвещение, 2011.
23. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. / Под ред. Л. В. Шапковой. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
24. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М. : Мозаика-синтез, 2009
25. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М., Просвещение, 2007.
26. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М., Просвещение, 2005.
27. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М. : Просвещение, 1991
28. Устинова-Баранова Л. А. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушением интеллектуального развития в процессе изобразительной и художественно-трудовой деятельности. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2005.
29. Водинская М. В., Шапиро М. С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. – М. : Теревинф, 2006
30. Лаврентьева Т. Е., Караневская О. В. Обучение основам ремесла и развитие общения на занятиях в керамической мастерской – М. : Теревинф, 2009.
31. Гнедова О. Л., Майданюк Л. Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. - СПб. :Детство-пресс, 2007.
32. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загребаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: 33. Учебно-методическое пособие. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
34. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – М. : Коррекционная педагогика, 2006.
35. Авин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М. : Теревинф, 2009.
36. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. / Под ред. Ю. В. Липес. М. : Теревинф, 2006
Дополнительная литература
1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. : Просвещение, 1998.
2. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем, обучая : методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М. :Сфера
Формы и методы организации инклюзивного образования
- целенаправленные действия с дидактическими материалами;
- многократное повторение практических и умственных действий;
- наглядно-действенный показ;
- подражательные упражнения;
- дидактические игры;
- создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
- речевая инструкция, беседа, описание предмета;
- указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
- метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
- вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
- педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата
5. Кадровое обеспечение образовательного процесса
- воспитатели
- дефектолог
- учитель-логопед
- педагог-психолог