Елена Камышева
Эссе «Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов XXI века»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов XXI века»
Воспитатели и родители бьют тревогу: воспитание сегодня не справляется со своими задачами. Дети больше не признают лидерство взрослых. Нужен кардинально иной подход к вопросу о воспитании. Самым главным глобальным вызовом XXI века, с которым в силах справиться педагоги и воспитатели, я считаю – кризис ценностей нашей цивилизации.
Публикация «Эссе „Ценности воспитания детей в условиях глобальных вызовов XXI века“» размещена в разделах
Но сначала, давайте разберемся, что же такого особенного в детях XXI века? Они аккумулируют и используют знания автоматично, не фиксируют полученный опыт, чтобы повторять его стабильно, многократно. Они каждый раз пользуются новыми исходными навыками. Они требуют к себе уважения. Поэтому с ними важно быть на равных. Дети XXI века устремили взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Что же нужно, чтобы наши дети выросли, не растеряв свои уникальные качества в процессе воспитания? Ответ прост: воспитатели должны воспитывать себя!
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, на него влияет среда, в которой он живет и получает воспитание. Россия, в силу различных причин, переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность – в разрушении личности, потере духовных и нравственных ориентиров. Если материальные ценности доминируют над духовными, у многих людей искажаются представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Поэтому общество нуждается в высоконравственных гражданах, с прекрасными личностными качествами. Воспитание таких людей малоэффективно без опоры на семью, ведь семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. Но в последнее время наблюдается тенденция, что родители всё чаще отстраняются от процесса воспитания своих детей, ссылаясь на занятость, не компетентность, перекладывая всё на плечи дошкольного учреждения, педагогов. Как же повернуть родителей и детей лицом друг к другу? Как возродить традиционное семейное воспитание, укрепить родственные связи? Как говорил президент, вступая в должность 7 мая 2010 года: «Необходимо опираться на прочный фундамент культурных и духовных ценностей нашего народа, на нашу историю, на ценности, которые всегда составляли нравственную основу нашей жизни». Именно поэтому, дошкольное учреждение должно стать помощником и заинтересованным, доброжелательным союзником родителей, направить свою деятельность на формирование семейных ценностей.
Семейные ценности – вещь многогранная. Найдётся тысяча определений, каждое из которых будет верным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных детей можно определить ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи:
- принадлежность, уважение, гибкость, честность прощение, щедрость,
- общение, любовь.
Новое поколение детей – уникально. Каждый ребенок неповторим. И поэтому в условиях глобальных вызовов XXI века, залогом успешной работы воспитателей и родителей будет индивидуальный подход, любовь, понимание уникальности детства и внимательное отношение к каждому ребенку.