Юлия Купцова
Kаллиграфия как один из способов формирования личностных качеств человека
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день! Тема моего выступления - каллиграфия как один из способов формирования личностных качеств человека. Цель и задачи – вы видите на слайде.
Свое выступление я хочу начать словами каллиграфов:
«Чем упорнее Вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует Вас». Работая ни один год над каллиграфией, я полностью согласна с этим высказыванием. Сегодня постараюсь убедить вас в этом.
Публикация «Kаллиграфия как один из способов формирования личностных качеств человека» размещена в разделах
Часто среди коллег, да и среди родителей можно услышать: кому сейчас нужна эта каллиграфия! Кто обращает внимание на почерк? Я думаю, что большинство из Вас так и думают. На сколько актуальна проблема каллиграфии? Каждый, наверно, ответит по – своему. Для кого-то это культура письма, выражение отношения к другим людям, т. к. неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку,для кого-то это объект изучения и исторического наследия. Для учителей- это прежде всего разборчивость и аккуратность, т. к. нечёткое, небрежное письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С. П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Все вы знаете, что самые большие трудности, доставляющие много огорчений детям, — это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются; и как тут ухитриться за 2— 2,5 месяца освоить написание 300 элементов?
Отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей, тормозит процесс успешности и, как следствие, не создает положительной мотивации учения.
Поэтому начальный период обучения письму, как правило, приносит много огорчений и детям, и нетерпеливым родителям.
А ведь именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. Научные рекомендации на эту тему можно встретить у К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского и других.
Компьютеризация в обучении накладывает свой отпечаток, дети меньше пишут. Как следствие - до 30 процентов детей имеют затяжные проблемы в обучении письму.
Как же преодолеть эти трудности? Именно преодолеть, а не избежать, ибо если в процессе учения ребенок не преодолевает трудностей, он, по существу, бездельничает. Таким образом, обучая детей письму, мы учим их справляться с трудностями. А это уже воспитание личности!Воспитание нравственных и одновременно эстетических качеств, что очень важно, так как период становления почерка совпадает с периодом формирования личности. Конечно, почерк, без сомнения, отражает характер. В этом случае работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера и личности в целом.
Я всегда хотела и хочу научить детей не просто писать, а писать красиво. Но для этого надо пробудить желание творить красоту.
На первых уроках показываюмастерство кружевниц и говорю, что мы тоже будем учиться плести кружево, но только кружево из букв. Оно будет тоже очень красивым. Ведь не даром говорят: «Красиво писать – красоту творить». А современное определение каллиграфии гласит, что это искусство. Поэтому каллиграфия формирует еще и чувство прекрасного. «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев», так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.
Много лет назад я взяла прописи В. А. Илюхиной. Вера Илюхина - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, прошла путь от учителя начальных классов до директора школы. Создала свою методику каллиграфического письма, в которой отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников. Её оригинальная методика имеет прочную теоретическую основу и прошла апробацию в российских школах. Отличительная особенность методики заключается в том, что она не только грамотно формирует навыки каллиграфического письма, но и даёт возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.
К тому же, по мнению В. А. Илюхиной, по почерку можно в какой - то мере судить о психологическом состоянии человека. Какой- либо изъян в буквах или в почерке в целом следует рассматривать как сигнал тревоги. Ничто не бывает просто так у детей. Например, если буквы стоят обособленно друг от друга и почерк превращается в “скелет”, то это говорит об одиночестве, отверженности, отрицании. Ребенок отделяется от своего окружения, его гордость не дает ему рассказать о том, что мешает ему, или же о том, в чем он нуждается. Если ребенок пишет с массой завитушек и украшений — в какой-то степени это повод для беспокойства. Завитушки и украшения должны, по мнению ребенка, улучшить написанное. Он добавляет к буквам детали, потому что хочет привлечь внимание. Такая излишняя манерность письма говорит о том, что ребенок боится одиночества, безразличия, или же о том, что, как ему кажется, вытеснен из родительского сердца младшим братом или сестрой. Прилежным почерком пишет, как правило, примерный и нешаловливый ребенок, который имеет всегда отличные отметки и восторженные отзывы учителей. Поведение такого ученика располагает к нему учителей. Он мало бегает, не пачкается, у него обернуты учебники и всегда на месте ручки и карандаши. Мелкий, твердый, решительный почерк совсем не похож на “примерный”. Ребенок с таким почерком — чаще собранный, сконцентрировавшийся на себе, проявляется часто как волевая личность. У него, безусловно, будет решительный характер. Когда расстояние между буквами сходит на нет и когда две части одной буквы (“и”, например, кажется, вот-вот склеятся, можно говорить о некотором страхе, недоверчивой боязни, о напуганности и скрытности.
Поэтому почерк – это способ увидеть проблему, повлиять или помочь ребенку в ее решении.
В чем же состоит методика обучения письму В. А. Илюхиной и на каких принципах она основывается?
• буквы нужно изучать поэлементно;
Поэлементное освоение проявляется в том, что перед тем, как приступить к начертанию буквы, нужно сформировать у ребенка ее зрительный образ в памяти так, чтобы он четко понимал, из каких отдельных элементов она строится. В. А Илюхина предложила проговаривать каждую букву при ее написании. Дети легко усваивают главные элементы (их всего 7, которые встречаются чаще всего и самостоятельно комментируют свое написание. Такой прием тренирует память, внимание, развивает речь и образное мышление. А главное – умение слушать и слышать.
Например, такой элемент, как «туфелька балерины» - основной элемент большинства букв. Дается в игровой форме, обязательно рассказываю какую – нибудь историю, поэтому процесс письма не превращается у детей в нудное занятие, а наоборот,видно, насколько увлечены, сосредоточены, внимательны и усидчивы в процессе работы дети. Сколько радости у них в глазах, когда у них получается написать правильно.
Одним из приемов обучения, которые я часто использую- это показ ошибочного написания. Он нужен для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. Данный прием способствует самоконтролю.
На развитие самооценки регулярно использую и такой прием: подчеркни букву, элемент, который у тебя получился всех лучше. Психологи утверждают, чтостановление самооценки происходит наряду с развитием личности, то есть с раннего детства.
• важно добиться стабильного одновариантного написания буквы;
Главное состоит в том, что ребенок четко представляет себе траекторию движения при написании каждой буквы, некий алгоритм, при котором дети проговаривают каждый элемент буквы.
Нет смысла говорить, как важно сформировать у детей алгоритмические умения, т. к. они являются эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности, выступают как способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности. Об этом говорили ещё В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, анализируя проблему сформированности учебной деятельности. Ребенок готов к обучению, когда он умеет принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность действий, выбирать средства для ее выполнения, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.
Например, «остовом» в обучении письму у Илюхиной является буква «и» - королева всех букв. На ее основе пишется большая часть алфавита.
• буквенные знаки нужно логически группировать;
Если логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро сформировать в сознании учеников ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается прочный фундамент для формирования способности автоматически писать каллиграфическим почерком.
Дети, зная алгоритм написания буквы «И», сами проводят анализ, сравнение и написание большей части новых букв почти без моей помощи. Этот прием хорошо развивает наблюдательность, внимание, графическую зоркость.
• параллельность элементов
В. А. Илюхинаввела понятие «параллельность» при написании некоторых элементов, т. к. многие пишутся параллельно.
Параллельность вводится на этапе письма «секретика» -линии, которая соединяет конец крючка с верхней линией рабочей строки и пишется параллельно прямой наклонной линии. Этот элемент необходим при написании буквы «и». Не случайно обучение письму по илюхинским прописям называют «письмо с секретом». На начальных этапах детям заменяю это понятие словом «рельсы».
Что же особенного в прописях В. А. Илюхиной?
Во – первых, у них нестандартный формат, глянцевая, яркая и красочная обложка. Ученые не раз подтверждали тот факт, что детей надо приучать к прекрасному с ранних лет. Эти прописи выполнены качественно не только с методической точки зрения, но и с художественной. Черно-белой тетрадью с однообразными примерами едва ли можно привлечь малыша. Напечатаны илюхинские прописи на качественной бумаге, которая хорошо выдерживает и карандаш, и ластик, поэтому ребенок не испытывает дополнительный стресс, если у него что – то не получится.
Во – вторых, название- «Чудо – пропись».У детей 6-7 лет преобладает наглядное мышление и ведущий вид деятельности – игра. Введение детей в новую для них деятельность должна основываться на сказочном материале, поэтому и название прописей «Чудо», потому что мы отправляемся в чудесную сказочную страну, в Лесную школу, где узнаем много интересного. А помогать нам в этом будут лесные жители. Путешествуя по страницам прописей вместе со сказочными персонажами, у детей развивается воображение, мышление, фантазия, речь.
В – третьих, начинаются они с графических диктантов, с рисунков по клеточкам. Это сделано абсолютно правильно, поскольку такие задания развивают у детей пространственное восприятие и пространственное ориентирование, необходимые для овладения техникой письма букв.
Ещё я хотела бы остановиться на замечательных заданиях, которые формируют и графическую зоркость, и творческий подход. Например, при помощи пунктира по части буквы нужно полностью дописать саму букву или по части слова — само слово и даже обвести целые пословицы, которых в прописи очень много. А пословицы, как известно, формируют систему ценностей в жизни каждого ребенка. В процессе обведения ученик упражняется в выполнении правильного движения: пропорция, размах, размер, направление, наклон. На этом слайде вы как раз можете увидеть поэтапный показ рисования буквы.
Отдельно хотела бы остановиться на активном использовании кальки. С самого первого знакомства с буквой ввожу кальку. Обведение по образцу упражняет двигательные представления,графическую память.
Убеждена, что такие положительные качества, как аккуратность, целеустремленность, усидчивость, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близкому тебе человеку своим трудом — все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму. Не случайно каллиграфии уделяют много внимания во многих странах. Всегда говорю детям: «Что бы вы не делали – всё должно быть красиво, должно радовать и вас, и тех, кто находится рядом с вами.»
P.S. В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет.
Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия.