Светлана Лагутеева
Каллиграфический навык как составляющая овладения грамотным письмом младшими школьниками
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение школьников письмом и чтением –одни из важнейших задач обучения в школе. С первых дней первоклассников начинают обучать различным упражнениям для овладения этими навыками. И письмо, и чтение важнейшие навыки и очень схожи, но каждый имеет свои особенности и специфику.
Навык письма это совокупность многих последовательный умений. Особенности его в графике и орфографии. Научить ребенка нужно не только красиво писать, но и грамотно.
Публикация «Каллиграфический навык как составляющая овладения грамотным письмом младшими школьниками» размещена в разделах
Графический навык формируется последовательно и постепенно переходит в стадию автоматизма. Взрослые не задумываются, как писать буквы и как их соединять. Но для этого необходимо пройти достаточно долгий путь от крючков и палочек, до каллиграфически правильного написания буквы. Первокласснику необходимо постоянно держать на контроле последовательные действия, при овладении письмом : как правильно взять ручку, положить тетрадь и т. д. Школьник совершает ряд мыслительный операций, прилагает сознательные усилия для совершения графический действий. Он должен помнить, как располагаются элементы буквы, как выглядит образ ее, видеть строку и располагать в ней буквы. Если пишет слово, то одновременно вспоминает, как соединяются между собой буквы и элементы. Все это отвлекает ребенка и замедляет его действия, напрягаются мышцы, сковываются движения, дети быстро устают и зачастую допускают ошибки. Чтобы данные проблемы не возникали формирование каллиграфического навыка важная задача в школе.
Важным звеном в формировании навыка письма являются родители первоклассников. На пороге школы у ребенка должны быть сформированы двигательные навыки руки, умение осуществлять зрительный контроль над линией, сформированы пространственные ориентировки на листе бумаги (тетради) и т. д. Устранить недостатки данных действий важнейшая задача родителей. Этого легко достичь, ежедневно используя игровые приемы развития мелкой моторики, занятиями с мелкими предметами: мозаикой, пуговицами и т. д., лепкой, аппликацией и мн. др.
Овладение каллиграфическим навыком это значит правильное, без искажения письмо заглавных и строчных букв, их элементов и соединений, умение правильно списывать письменные и печатные слова, предложения, тексты, письмо под диктовку. Здесь возрастает роль одновременного обучения письму и чтению.
Каллиграфически правильное письмо приучает детей к аккуратности, сосредоточенности, старательной выполнения любых видов работ. Данный навык способствует скорости письма, правильности с точки зрения графики и орфографии. Недостатки развития каллиграфического навыка приводит к ошибкам на письме, формированию различного рода нарушений письма.
На что родителям следует обратить пристальное внимание и обеспечить своевременное устранение? Это на наличие самых распространенных ошибок.
Каллиграфические ошибки младших школьников могут быть следующими:
• Слишком большие или наоборот маленькие буквы в одном слове и относительно строки. А так же буквы разной величины.
• Слишком сильный или ошибочный наклон в буквах, а так же его отсутствие. Ошибкой считается и разный наклон букв в слове.
• Схожее написание разных букв. Н: и-н. Добавление лишних элементов в буквах.
• Буквы находятся не на одном уровне, а выше или ниже строк.
• Нажим на ручку слишком сильный или наоборот слишком слабый.
• Разное соединение букв в слове или его отсутствие — письмо печатными буквами — или добавление дополнительных элементов (например, превращение «о» в «а» при соединении).
• Неверное написание отдельных букв, что делает письмо трудночитаемым.
• Нарушение полей в тетради, заход на соседнюю страницу
• Захождение слов за поля тетради или на соседнюю страницу, а так же слишком большие отступы от полей, написание в произвольном месте.
Причины каллиграфических ошибок разнообразны : мало пишет и читает, слабо овладел звукобуквенным анализом и синтезом слов, не умеет сосредоточиться, часто отвлекается, плохая память, слабые графомоторные навыки и т. д.
Для исправления ошибок рекомендуется своевременно принять меры к их устранению. Родителям необходимо повысить уровень ответственности за овладение ребенком необходимым навыком. Вовремя обратиться к специалистам: логопеду, психологу, дефектологу. При необходимости обратиться к неврологу, детскому психиатру (особенно, если у ребенка статус ОВЗ). Ежедневно выполнять игровые и тренировочные упражнения для формирования навыка и устранение причин ошибок.
Подготовила учитель-логопед
МБОУ «Школа № 1 г. Саров
Лагутеева С. С.