Светлана Леонтьева
Конспект занятия в подготовительной группе «Калевала» (по мотивам карело-финского эпоса)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Калевала
/Подготовительная к школе группа/
Автор: Леонтьева Светлана Геннадьевна
Задачи:
1. Продолжить знакомство с героями карело-финского эпоса КАЛЕВАЛА /Вяйнямёйнен, Лоухи, Илмаринен, Айно/. Познакомить детей с древним женским костюмом, фибулами, копиями археологических раскопок.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Калевала“ (по мотивам карело-финского эпоса)» размещена в разделах
2. Развивать внимание, воображение, память, мышление с помощью составления кроссворда, восстановления последовательности цепочки возникновения мира из утиного яйца, нахождения пары предметов /героев/, связанных между собой по смыслу, составления пазла – расписной крышки мельницы Сампо.
3. Развивать умение рассуждать о значении символов на крышке Сампо, объяснять выбор пары картинок, говорить полным предложением.
4. Развитие координации движений, обследовательских действий /ощупывание, прикладывание к щекам, взвешивание и т. д. /
5. Вызвать эмоциональный отклик от встречи с героями эпоса, интерес к познанию истории Карелии. Воспитывать уважительное отношение, любовь к родному дому. Развивать доброжелательные отношения в детском коллективе, умение не перебивать, уважать мнение другого.
Оборудование:
Исторически достоверная копия древнего женского карельского костюма, чемодан с предметами внутри /кантеле, кукла Лоухи, щучья голова, фибула подковообразная, пазл расписной крышки мельницы Сампо, деревянное яйцо внутри которого спрятаны мешочек с землей, солнце, туча, месяц, звезда, книги разных издание карело-финского эпоса КАЛЕВАЛА, 5 стаканов с разным содержимым – мука, деньги, соль, зерна пшеницы, гречи/.
Дидактические игры НАЙДИ ПАРУ, КРОССВОРД.
Ход:
Ребята, я приглашаю Вас в путешествие в древнюю страну Калевала. Поможет нам в этом дружба, взаимовыручка. Умение выслушать друг друга, не перебивать.
Рассаживаемся на подушки. Обращаю внимание на чемодан.
- Сегодня переместиться во времени нам поможет чемодан. Посмотрите, на что он похож … /ответы детей/
Я принесла его из музея. Значит, там скрыты какие-то предметы-загадки. Музей – это настоящая машина времени, которая нас переносит на 100, 200, а может и 1000 лет назад. Сегодня мы достанем предметы, которые нам представить Древнюю Карелию. Интересно, что там…
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споем мы,
Начиная с самых лучших.
Ребенок протягивает ладошку соседу, тот вкладывает свою ладошку. И так пока все вместе не соединим цепь из рук. Затем в ритме песни раскачиваем руки вперед-назад.
1 предмет – яйцо
- Как Вы думаете, почему здесь оказалось яйцо… Посмотрите оно большое, необычное.
У каждого народа есть свои легенды о том, как произошел мир. Карелы верили в то, что мир произошел из утиного яйца.
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая.
Из яйца, из верхней части,
Солнце светлое явилось.
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился,
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе,
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.
Раскладываю картинки с символами /земля, солнце, месяц, звезды, тучи/
Давайте вспомним, что за чем появилось на свет. Дети раскладывают, вместе повторяем, проверяем.
2 предмет – ЛОУХИ /кукла/
Старый мудрый Вяйнемейнен был ранен, и воды принесли его к дому старухи Лоухи, в темную страну Похъолу.
Начала распросы Лоухи,
Говорит слова такие:
Отчего так, Вяйнемейнен,
Плакал ты Увантолайнен,
В этой местности угрюмой,
На краю большого моря…
Старый верный Вяйнемейнен говорит слова такие:
Есть для слез моих причина,
Есть для слез и для рыданья.
Я ведь долго в море плавал,
И меня там били волны
На пространстве вод широких,
По открытому теченью.
Оттого так долго плачу
И, пока я жив, страдаю,
Что я Родину оставил,
Из знакомых мне пределов
Прохожу в чужие двери,
В незнакомые ворота.
Тяжела мне здесь береза,
И ольха меня здесь режет,
Здесь деревья точно ранят,
Ветка каждая дерется.
Только ветер – мой знакомый,
Только солнце – друг мой прежний
Здесь, в пределах чужеземных,
У дверей, мне незнакомых.
Всего лучше людям дома,
Каждому там болше чести.
Ниспошли, о боже добрый,
Дай, творец, любовью полный,
Вновь домой мне возратится,
Вновь на Родину вернуться.
Лучше лаптем воду черпать
У себя, в родной сторонке,
Чем в стране чужой, далекой
Мед - сосудом драгоценным.
- Почему плакал Вяйнемейнен…/ответы детей/ Любовь к Родине, желание вернуться в родной дом спасло Вяйнемейнена на чужбине.
- Чтобы вернуться, В-н пообещал сделать мельницу Сампо. Кто помог ему в этом…
Сам кователь Илмаринен,
Славный мастер вековечный,
Принялся ковать усердно,
Бить кувалдою упорно.
Там было три отдела. Давайте подойдем к столу и наполним эти сосуды.
Выковал искусно Сампо:
Сделал сбоку мукомолку,
Со второго - солемолку,
С третьего же - деньгомолку.
Что случилось с мельницей Сампо… Она разбилась, осколки разлетелись. Давайте соберем эти осколки и мы узнаем, о чем мечтали в древней Карелии люди.
Музыка кантеле, я читаю руну.
Сам кователь Илмаринен
Уж на третий день работы
Наклонился, пригляделся,
посмотрел на дно горнила.
Видит - Сампо вырастает,
Всходит крышка расписная.
- Посмотрите, на крышке изображены символы счастья карельского народа Что они ценили, давайте назовем и подумаем, почему это выбрали.
Дети рассуждают /Здесь изображены колосья пшеницы, потому что ее было сложно вырастить, хлебы было мало, он очень ценился. Ель была особо почитаемым деревом в Карелии. Медведь и лось были животными, к которым относились бережно/.
3 предмет – кантеле
Почему Кантеле лежит в этом коробе…
Это древний карельский инструмент. На нем играл старый мудрый Вяйнемейнен. Из чего же он его сделал… Ответить на этот вопрос на поможет щучья голова.
Короб кантеле откуда…
Он из челюсти той щуки.
Гвозди кантеле откуда…
Из зубов огромной рыбы.
Струны кантеле откуда…
Из волос коня у Хийси.
Создан короб многострунный,
Кантеле давно готово.
4 предмет – фибула
- Что это… Кто изготавливал фибулы в древней Карелии… Кто носил такие украшения… /женщины, красавица Айно/ Достаю куклу. Красавица Айно обернулась в красивую рыбку, помните мы рисовали этот сюжет.
Айно приготовила вам задание - игру НАЙДИ ПАРУ. Возьмите картинку рассмотрите, кто или что на ней нарисовано, найдите себе пару.
/Айно-рыбка, фибула-Илмаринен, Сампо-Лоухи, Сампо-Вяйнемейнен, кантеле-щука, кантеле-Вяйнемейнен, яйцо-утка и др. /
Дети объясняют, почему встали вместе.
В коробе хранятся не только вещи, но и игры, которые помогут нам в путешествии.
КРОССВОРД. Надо расшифровать слово, которое объединяет все предметы, которые мы достали из песенного короба.
Раздаю слова - названия предметов, имена героев эпоса. Детям необходимо прочитать слова, встать в две команды /по цвету букв/, составить кроссворд. Надо расположить слова по порядку, от 1 до 4 – сверху вниз. Так, чтобы совместить буквы, которые не раскрашены. Какое слово зашифровано здесь… /РУНА/
Мы с Вами услышали древние песни, которые назывались рунами.
Я уста теперь закрою,
Завяжу язык свой крепко,
Прекращу я эту песню
Распевать не буду больше.
-Пора нам возвращаться обратно. Что Вам запомнилось путешествовать во времени… Что удивило… Что запомнилось…
До свидания Калевала. До новой встречи. На память о нашей встрече я оставляю Вам самое маленькое издание карело-финского эпоса «Калевала» и раскраску, где герои этой книги оживут, если Вы раскрасите их.
Закрываю короб.