Алёна Чурилова
Календарно-тематическое планирование в средней группе «Мир вокруг нас. Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Мир вокруг нас (Матрёшка)" 09.12.2019-13.12.2019
Цель: Расширять представления о народной игрушке (матрешка). Продолжать знакомить с устным народным творчеством, с народными промыслами. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Итоговое мероприятие: создание аппликации «Русская матрёшка.
Понедельник, 9 декабря.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Беседа «Народные промыслы».
Публикация «Календарно-тематическое планирование в средней группе „Мир вокруг нас, Матрёшка“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Матрешка, матрёшки
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Цель: знакомить с народными промыслами, через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление
Дидактическая игра «Какой?»
Цель: формировать умение подбирать определения к словосочетанию «новогодний праздник». С/р игра «Путешествие в лес».
Цель: стимулировать творческую активность; развивать чувства коллектива, умение добиваться цели приемлемыми способами общения.
«Навыки личной гигиены» - умение самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения. Инд. работа по познавательной деятельности. Повторить геометрические фигуры (Макар, София)
Утренняя гимнастика: Т. М. Бондаренко «Физкультурно- оздоровительная работа с детьми 4-5 лет в ДОУ» с. 87
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Познание предметного и социального мира
Тема: «Знакомство с русской матрешкой" (Русская матрешка, с. 75)
Леонова Н. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015
Программное содержание: дать детям представление о русской матрешке и ее видах, формировать любовь и интерес к народным промыслам, учить называть свойства и качества предметов, учить составлять описательный рассказ, формировать грамматически правильную речь, обогащать речь детей словами: матрешка, русская, красивая, мастер, загорская, полхов-майданская, народная, развивать эстетический вкус, воспитывать ценное отношение к труду мастеров, изготавливающих русскую матрешку, его результатам.
Средства : игрушки-матрешки, иллюстрации с изображением процесса изготовления матрешек, изображения матрешек, материалы для д/и «Выбираем матрёшку»
Способы: вводное слово, беседа, д/и «Выбираем матрёшку», физкультминутка, рефлексия.
ОД
Музыка
По плану музыкального руководителя
Прогулка
Наблюдение за сезонным явлением – снегопадом.
Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
Подвижная игра «Снег кружится».
Цель: учить соотносить действия в соответствии с текстом. Трудовая деятельность.
Постройка фигур из снега.
Индивидуальная работа. Закрепить метание снежков вдаль. (Настя Т., Настя Д., Егор, Алёша)
ОД
Развитие речи
(ЧХЛ) Тема: Игра - путешествие по русской народной сказке "Привередница" (с. 66)
(Сценарий образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 4 до 5 лет). Авторы - сост. : О. М. Ельцова, Н. Л. Шадрова, И. А. Волочаева. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2018. (Работаем по программе "Детство")
Программное содержание: продолжать знакомить детей с произведениями УНТ, расширять и закреплять представления детей о русской народной сказке, пополнять словарный запас за счет устойчивых речевых оборотов, традиционных для сказок, поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи; развивать внимание, память, наблюдательность, мышление; развивать умение давать характеристику сказочным персонажам, побуждать к сопереживанию; воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам.
Средства : красочный конверт с письмом картой-схемой, аудиозапись «Звуки леса», магнитная доска, изображение печки, муляжи яблок, корзинка, коврик – «полянка», свиток, куклы, коврограф, наборы кубиков с сюжетами сказок.
Способы: беседа, чтение стихотворений, игра, собирание кубиков, рефлексия.
Вечер Рисуем цветными карандашами. «Народные игрушки».
Цель: расширять знания детей о народных игрушках.
Ситуативный разговор «Как вести себя на горке».
Цель: обогащение словаря прилагательными. Д/и. «А что потом?»
Цель: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.
Д/ и. «Составь елочку» (закрепить понятия «верхний», «средний», «нижний»). (Ваня, Глеб К.).
Повторить последовательность времен года.
Цель: развитие памяти.
(Коля, Лера З.)
Вторник, 10 декабря.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку»
Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Организация выставки книг: «Русские народные сказки» Д/и «Маловато будет!»
Цель: упражнять в образовании множественного числа сущ; развивать внимание, речь
Упражняться в прыжках в длину (развитие движений) (Рита, София)
Ходьба по массажным кочкам (закрепить порядковый счет) (Коля, Лера З.)
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Математическое и сенсорное развитие
Тема: Повторение цифр от «0" до "4" (с. 35)
Афанасьева И. П. Парциальная программа "Вместе учимся считать" : учебно - методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. - СПб. : ООО "Издательство Детство Пресс", 2015. - 144 с.
Программное содержание: закрепление знания цифр от «1» до «4»; формирование пространственных представлений; развитие мелкой моторики рук; развитие мыслительных процессов.
Средства : фигурки Рыжика и Пушистика.
Способы: «Нарядим елку», физкультминутка, «Раскрасим елку», рефлексия.
ОД
Физическое развитие
Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей 3 - 5 лет. - СПб. : ООО "Издательство Детство Пресс", 2017. - (с. 90)
Программное содержание: способствовать овладению детьми умениями: прыгать с короткой скакалкой, ходить по веревке приставным шагом; лазать по гимнастической стенке (с выполнением ритмичного подъема и спуска). Воспитывать желание доводить начатое до конца.
Средства : маты; скакалки; гимнастическая стена; доска; кубы; кирпичики; корзины; резиновые игрушки; большой обруч; картинки с изображениями животных.
Способы: повороты на месте; построение по росту; ходьба в колонне по одному, в рассыпную, на носках, на пятках; бег в колонне по одному, парами, с ускорением, с заданием; дыхательное упражнение «Здравствуй, солнышко», комплекс упражнений №4; ходьба по веревке; прыжки с короткой скакалкой; лазание по гимнастической стене.
Прогулка
Наблюдение за воробьем.
Цель: закрепить знания о зимующих птицах
П. и: «Лохматый пес»
Цель: учит действовать по тексту.
Труд.
Расчистка дорожек от снега.
Цель: учить работать парами.
Самостоятельная деятельность детей.
Игровые упражнения «Попади в цель». (Егор, Алёша)
Вечер Д/и «Чей сувенир?»- углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел.
Цель: Пробуждать интерес к талантам народных умельцев Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» : сюжет «Делаем прическу на праздник»
Цель: развивать интерес к игре, учить вежливому тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия.
Словесная игра «Кто больше знает вежливых слов?»
Цель: упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме Дидактическая игра «Геометрическое лото» - умение воспитанников сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой; подбирать предметы по геометрическому образцу. (Маша, Лера К.)
Среда, 11 октября.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Рассматривание альбомов декоративно прикладного искусства.
Пополнить книжный уголок книгами по теме недели.
Труд.
Изготовление султанчиков, вертушек для опыта.
Цель: прививать любовь к труду в коллективе.
Д/и ««Волшебный кубик»
Цель: развивать мышление память и речь.
Беседа: «Как пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены?» - формирование КГН и навыков самообслуживания.
Дидактическая игра «Какая елочка»
Цель: учить подбирать прилагательные к слову елочка (Марк, Саша С.)
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Речевое развитие
Тема: "Белочка - красавица в гости к нам пришла" (с. 170)
Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст)/авт. -сост. : О. М. Ельцова. - СПб. : ООО "Издательство "Детство - Пресс", 2016. - 224 с. (Работаем по программе "Детство")
Программное содержание: поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи; учить детей отгадывать загадки-забавлялки; упражнять в подборе слов; активизировать в речи детей слова – названия; формировать понимание обобщающего слова «Звери»;формировать умение составлять рассказ.
Средства : разрезные картинки; картинки с изображениями диких животных; игрушка-белка; морфологическая таблица.
Способы: отгадывание загадок; игра «Собери картинку»; игра «Ветерок», игра «Подарки», рефлексия.
ОД
Музыка
По плану муз. руководителя
Прогулка
Наблюдение за ветром
Цель: пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать интерес к неживым объектам природы, поддерживать познавательный интерес, развивать речь Исследовательская деятельность: с помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - подвести воспитанников к самостоятельному созданию игровых замыслов. Индивидуальная работа на развитие ловкости (Ваня, Алёша).
ОД
Природный мир Тема: "В гостях у курочки рябы (знакомство с овцой и лошадью)" (Николаева, с. 64)
Николаева С. Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в средней группе детского сада. - М. : Мозаика - Синтез, 2016. - 176 с.
Программное содержание: закрепить у детей представления о известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию.
Средства : сарай коровы с телёнком, сарай козы с козлятами, свиньи с поросятами, сараи овец и лошадей, животные, изображенные на картинках, кукла в образе деда, шерстяные вязаные вещи, валенки.
Способы: сюрпризный момент, ответы на вопросы воспитателя, рассматривание картинок, составление рассказа по картинкам.
Вечер Просмотр по видео «Гончар».
Цель: познакомить детей с профессией гончара.
П. И. «Бездомный заяц», «Следопыты» - развивать наблюдательность. Д. И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная)
Цель: продолжать познакомить с элементами народного костюма.
Артикуляционная гимнастика. (Федя, Рита)
Четверг, 12 декабря.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Беседа: «Происхождение и история матрёшки»
Цель: рассказать детям об истории возникновения «Матрёшки».
Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье»
Цель: упражнять детей удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр. Дидактическая игра «Что перепутал художник»
Цель: развивать логическое мышление, внимание)
Счет предметов с Семёном, Марком
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Лепка
Тема: «Пуговицы для платья" (с. 265)
Леонова Н. Н. Художественно - эстетическое развитие в младшей и средней группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. - СПб. : ООО "Издательство "Детство - Пресс", 2016. - 320 с. (Из опыта работы по программе "Детство")
Программное содержание: учить детей раскатывать комок пластилина; учить называть существенные детали и части предметов; развивать умение отделять маленькие комочки от большого куска пластилина; развивать умение сплющивать комочек между ладонями; развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать радостное настроение, удовольствие от результатов работы; воспитывать интерес к лепке, усидчивость.
Средства : куклы в платьях, нарисованная кукла без платья, заранее подготовленные детьми заготовки – шаблоны платья, обмазанные пластилином, пластилин разных цветов, клеенки, влажные салфетки, д/у «Собери платье».
Способы: беседа, д/у «Собери платье», практическая часть, физкультминутка, заключительная часть
ОД
Физическое развитие
Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей 3 - 5 лет. - СПб. : ООО "Издательство Детство Пресс", 2017. - (с. 90)
Программное содержание: способствовать овладению детьми умениями: прыгать с короткой скакалкой, ходить по веревке приставным шагом; лазать по гимнастической стенке (с выполнением ритмичного подъема и спуска). Воспитывать желание доводить начатое до конца.
Средства : маты; скакалки; гимнастическая стена; доска; кубы; кирпичики; корзины; резиновые игрушки; большой обруч; картинки с изображениями животных.
Способы: повороты на месте; построение по росту; ходьба в колонне по одному, в рассыпную, на носках, на пятках; бег в колонне по одному, парами, с ускорением, с заданием; дыхательное упражнение «Здравствуй, солнышко», комплекс упражнений №4; ходьба по веревке; прыжки с короткой скакалкой; лазание по гимнастической стене.
Прогулка
Наблюдение за падающим снегом.
Цель: формировать представления о свойствах снега.
Подвижная игра «Охотники и зайцы»
Труд. Подметание дорожек от снега.
Исследовательская деятельность. «Что находится под снегом»
Цель: учить находить спрятанные предметы. Тренироваться в метании снежков (Мира, София)
Вечер Воздушные ванны, ходьба по массажным коврикам.
Цель: профилактика плоскостопия.
П. и. «Кто самый меткий?».
Цель: развитие глазомера.
П. и. «Кто самый меткий?».
Цель: развитие глазомера.
Индивидуальная работа
по развитию речи «Подскажи словечко».
(Макар, Лера З.)
Индивидуальная работа
по ориентированию в пространстве. «Найди предмет». (Алёша, Маша)
Пятница, 13 декабря.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников Самостоятельная деятельность воспитанников Индивидуальная работа воспитателя с воспитанниками
Утро
Конструирование. «Построим матрешке домик»
Цель: развивать у детей интерес к конструированию.
Беседа: народные промыслы Нижегородской области
Цели: знакомить детей с народными промыслами нашего края, их разнообразием.
Беседа по пословицам: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей» КГН «учимся пользоваться носовым платком»
Цель: рассказать, как правильно пользоваться носовым платком, когда его необходимо использовать.
Д/и «Что ты знаешь о животных?»
Цели: закрепить знания о диких и домашних животных, о насекомых и птицах; развивать внимание, память. Индивидуальная работа закрепить умение составлять елочную игрушку по частям (Глеб К., Глеб М.)
Программное содержание, средства и способы.
\
ОД
Конструирование
Тема: "Дом для почтальона Печкина" (с. 50)
Литвинова О. Э. Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 4-5 лет: Учебно - методическое пособие. - СПб. : "Издательство Детство Пресс", 2016. - 112 с.
Программное содержание: формировать умение строить дом; анализировать образец постройки; продолжать развивать способность различать и называть строительные детали; развивать умение строить ассоциативные связи; развивать умение самостоятельно измерять постройки.
Средства : образец постройки «Дом» №1, демонстрационные - 6 кирпичиков, 4 кубика, 2 бруска, 2 пластины, 4 призмы; раздаточные – 12 кирпичиков, 8 кубиков, 4 бруска, 4 пластины, 8 призм, игрушки для обыгрывания – каждому ребенку.
Способы: вызов интереса и постановка цели: обследование, показ способа действия, закрепление последовательности выполнении работы; общие указания; анализ детских работ; изменение постройки; рассматривание построек детей; рефлексия.
ОД
Физическое развитие (Бондаренко, с. 74) (Бондаренко Т. М. Физкультурно - оздоровительная работа с детьми 4 - 5 лет в ДОУ: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.)
Программное содержание: упражнят детей в колонне кружению вправо, влево, закреплятьумение действовать по сигналу.
Средства : мешочки, пеньки, шишка
Способы: ходьба в колонне по одному за воспитателем между снежками (2-3 раза, и/у «Весёлые снежки», упражнения на коррекцию. В кругу, сидя, находят пальцами ног веревку, лежащую на полу.
Прогулка Наблюдение за ветром.
Цель: формировать интерес к природным явлениям.
Подвижные игры с санками.
Подвижная игра «Заморожу».
Цель: развивать быстроту реакции.
Трудовая деятельность.
Постройка снежной горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Самостоятельная деятельность
воспитанников – умение воспитанников самостоятельно выбирать игры, договариваться со сверстниками о взаимодействии. Индивидуальная работа по развитию основных движений: игровое упражнение «Партизаны»- умение воспитанников ходить «след в след» по заснеженной площадке, упражнение в беге змейкой и врассыпную по площадке.
(Алёша, Лера З.)
Вечер
Итоговое мероприятие: создание аппликации «Русская матрёшка.
Цель: продолжаем знакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой. Игровая ситуация «Пригласим Снегурочку в гости».
Цель: закрепить использовать в речи вежливые слова.
Пальчиковые игры «Снежинки» «Снеговик» (развитие мелкой моторики рук) (Егор, Алёша)
Взаимодействие с родителями
Предлагаем сделать для птиц кормушки и повесить их за окном.
Почитать детям С. Маршака «Двенадцать месяцев», С. Михалкова «Ёлочка».
Зарисовать вместе с детьми морозные узоры, снежинки.
Выучить с детьми стихотворение И. Бунина «Первый снег».
Придумать сказочную историю о снеговиках.
Понаблюдать за трудом людей в зимнее время.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей: раскраски по теме недели, поделки из бумаги и картона.
Создать условия для сюжетно - ролевых игр: выложить атрибуты, предметы – заместители.
Создать условия для игр на прогулке.
Разместить в книжном уголке выставку книг о матрёшке.