Кудрявцева Маргарита
Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по развитию речи
▼ Скачать +Заказ
Образовательная область «Речевое развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: Развитие речи
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Публикация «Календарно-тематическое планирование для детей 4–5 лет по развитию речи» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи
образовательной деятельности Содержание
образовательной деятельности
1) Развитие словаря :
обогащение словаря: вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии, глаголы, трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток, характеризовать состояние и настроение людей;
активизация словаря: закреплять у детей умения использовать в речи существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов, прилагательные, обозначающие свойства предметов, наиболее употребительные глаголы, наречия и предлоги; употреблять существительные с обобщающим значением.
2) Звуковая культура речи :
закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и со-норных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Про-водить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
3) Грамматический строй речи :
продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных; употреблять формы повелительного наклонения глаголов; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около); правильно образовывать названия предметов посуды.
4) Связная речь:
продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. Закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы. Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях; пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные; составлять по образцу небольшие рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины. Воспитывать культуру общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, детей по группе. Использовать формулы речевого этикета при ответе по телефону, при вступлении в разговор с не-знакомыми людьми, при встрече гостей. Развивать коммуникативно-речевые умения у детей (умение вступить, поддержать и завершить общение).
5) Подготовка детей к обучению грамоте :
продолжать знакомить с терминами "слово", "звук" практически, учить пони-мать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно про-износить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;
выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. 1) Развитие словаря :
педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены; названия живых существ и сред их обитания, некоторые трудовые процессы; слова, обозначающие части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов, явлений; употреблять слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки; слова извинения, участия, эмоционального сочувствия.
2) Звуковая культура речи :
педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением, развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регули-руя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
3) Грамматический строй речи :
педагог формирует у детей умение использовать полные, распространенные простые с однородными членами и сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; правильно употреблять суффиксы и приставки при словообразовании; использовать систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания.
4) Связная речь:
педагог развивает у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обучает детей использовать вопросы поискового характера ("Почему?", "Зачем?", "Для чего?"); составлять описательные рассказ из 5 - 6 предложений о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта; использовать элементарные формы объяснительной речи;
педагог развивает у детей речевое творчество, умения сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составлять описательные загадки об игрушках, объектах природы; поддерживает инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; формирует умение использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи;
педагог развивает у детей умения использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой, поддерживает стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи, развивает умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам;
педагог помогает детям осваивать умения вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, использовать разные типы реплик, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием. Педагог формирует у детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой выразительности, эле-менты объяснительной речи при разрешении конфликтов, закрепляет у детей умения использовать в речи вариативные формы приветствия; прощания; обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарности, обиды, жалобы, формирует у детей навыки обращаться к сверстнику по имени, к взрослому - по имени и отчеству.
5) Подготовка детей к обучению грамоте :
педагог закрепляет у детей умение понимать термины "слово", "звук", использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
«Подготовка детей к обучению грамоте» интегрируется в «Развитие речи»
Режим реализации программы
Общее количество организованной образовательной деятельности (ООД) в год Периодичность
организованной образовательной деятельности (ООД) Длительность
организованной образовательной деятельности (ООД) Форма организации организованной образовательной деятельности (ООД)
18 1 раз в две недели 20 минут групповая
Тематическое планирование
№ п/п Программное содержание Количество
образовательных
ситуаций
(часов)
1 Беседа 2
2 Звуковая культура речи 9
3 Обучение рассказыванию:
Составление рассказов об игрушках 2
Составление рассказов по картине 5
Итого 18
Календарно-тематическое планирование
№ Плановые сроки похождения Организованная образовательная деятельность
Тема занятий
Программные задачи Методическое обеспечение
1 Беседа с детьми «Надо ли учиться говорить?» Помочь детям понять, чем они будут заниматься на занятиях по развитию речи, для чего нужно учиться говорить правильно. В. В. Гербова Занятия по развитию в средней группе.
Занятие № 1, стр. 25
2 Звуковая культура речи : звук с и сь Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произношении (в словах, фразовой речи). В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 2, стр. 26
3 Обучение расска-зыванию: «Наша неваляшка» Учить детей, следуя плану рассматривания иг-рушки, рассказывать о ней при минимальной по-мощи педагога. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 3, стр. 28
4 Звуковая культура речи : звуки з и зь Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 6, стр. 32
5 Звуковая культура речи : звук ц Упражнять детей упражнять в произношении звука Ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразитель-ность речи. Учить различать слова, начинающие-ся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 10, стр. 38
6 Составление рас-сказа об игрушке
Развивать умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Упражнять детей в умении образовывать слова по анологии. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие 12, стр. 44
7 Обучение расска-зыванию по кар-тине «Вот это сне-говик!» Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информа-ции; закреплять умение придумывать название картины. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 15, стр. 51
8 Звуковая культура речи : звук ш Показать детям артикуляцию звука ш, учить чет-ко произносить звук (изолированно, в слогах, словах); различать слова со звуком ш. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 16, стр. 52
9 Звуковая культура речи : звук ж Упражнять детей в правильном и четком произ-ношении звука ж (изолированного, в звукопод-ражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие 18, стр. 55
10 Обучение расска-зыванию по кар-тине «Зима. Игры на свежем воздухе» Учить детей рассматривать картину и рассказы-вать о ней в определенной последовательно-сти; учить придумывать название картины. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 19, стр. 58
11 Звуковая культура речи : звук ч Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изоли-рованно, в словах, стихах, развивать фонемати-ческий слух детей. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие 22, стр. 61
12 Составление рас-сказов по картине «На поляне» Помогать детям рассматривать и описывать кар-тину в определенной последовательности.
Продолжать учить придумывать название карти-ны. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие 23. Стр. 63
13 Урок вежливости Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие 24, стр. 64
14 Звуковая культура речи : звуки щ - ч Упражнять в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие №26, с. 69
15 Составление рас-сказов по картине «Одуванчики» Закреплять умение детей придерживаться опре-деленной последовательности, составляя рассказ по картине; придумывать название картине. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 28, стр. 72
16 Звуковая культура: звуки л, ль Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Со-вершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие №30, с. 74
17 Работа с картиной – матрицей и раз-даточными картин-ками (Обучение рассказыванию) Учить создавать картину и рассказывать о её со-держании, развивать творческое мышление. В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие №31, с. 76
18 Звуковая культура речи : звуки р, рь Упражнять детей в четком и правильном произ-несении звука р (изолированно, в чистоговорках, словах). В. В. Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе.
Занятие № 34, стр. 81