Горлова Елена
Календарно-тематическое планирование музыкальных занятий в соответствии с ФГОС. В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы дошкольного образования. От качества планирования зависит эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Единых правил ведения плана работы с детьми нет. Педагог может составить его в любой удобной для него форме. Но существует ряд важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании :
• объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
Публикация «Календарно-тематическое планирование музыкальных занятий в соответствии с ФГОС, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Планирование. Планы работ
- Темочки
• выделение целей и задач планирования на определённый период работы, соотнесение их с образовательной программой детского сада и возрастными особенностями детей;
• чёткое представление результатов работы;
• выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей;
• взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
• регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.
В результате непростых поисков у меня сложилась определённая система календарно-тематического планирования музыкальных занятий в виде таблицы из семи столбцов.
В заголовках столбцов отображаются:
• тема недели;
• репертуар по направлениям образовательной работы (по слушанию музыки, пению, музыкально- ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах);
• задачи по музыкальному развитию- образовательные, развивающие, воспитательные;
• методы и приемы интеграции образовательных областей;
• совместная деятельность с детьми;
• пособия и материалы для музыкальных занятий и самостоятельной деятельности детей;
• работа с родителями.
В четырё х строках отражаются виды деятельности детей:
• слушание музыки,
• пение,
• музыкально-ритмические движения,
• игра на детских музыкальных инструментах.
Например, в подготовительной группе тема второй недели сентября «Приметы осени», соответственно теме недели дети слушают пьесу Г. Свиридова «Дождик». Образовательная задача– «закрепить у детей понятие "Инструментальная музыка"». Развивающая задача- «развивать воображение детей (Яркий образ дождя -светлого приятного ливня дает нам первая часть музыки, вторая часть передает темный образ грозы, в конце третьей части появляется радуга)». Воспитательная задача - «воспитывать эстетическое восприятие».Интеграция с образовательными областями речевого и познавательного развития происходит при чтении детьми стихотворения В. Орлова «За дождиком», с художественно- эстетической- при рассматривании иллюстраций, передающих разные настроения дождя.
Теме недели так же соответствуют песни М. Еремеевой «Топ,сапожки» и Н. Караваевой «Грибы- Грибочки».
Но есть и текущий материал, например упражнение для развития голоса «Музыкальная лесенка». Образовательная задача - «дать представление о звукоряде, нотах, нотоносце», развивающая- «интонировать поступенное движение вверх и вниз». В графе «пособия и материалы» указаны: лесенка и игрушки к ней, металлофон (предполагается, что эти предметы используются и в самостоятельной деятельности детей, то есть те пособия, с которыми мы работаем в зале (например, ленточки или кленовые листья) переносятся в группу).
В графе «Совместная деятельность с детьми» я указываю разные формы:
• это индивидуальная или подгрупповая работа по разучиванию песни, танца;
• помощь детям, которые отсутствовали в детском саду;
• организация небольших концертов;
• просмотр видеофрагментов;
• элементы театрализованной деятельности.
В графе «работа с родителями» я отражаю актуальные на данный момент вопросы через:
• информационные листы- «Возрастные особенности детей», «Тексты осенних песен» и другие;
• консультации при подготовке костюмов к утренникам;
• графики индивидуальных занятий с родителями по подготовке их ролей для выступлений на праздниках и развлечениях;
• названия слайд шоу или презентаций для родительских собраний или для просмотров перед началом утренника.
Разработка плана в виде таблицы в электронном виде позволяет легко прослеживать всю текущую работу, выполнять анализ и коррекцию содержимого.