Скворцова Алевтина
Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы «Ступени творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Календарно-тематическое планирование «Ступени творчества» дополнительного образования на 3 года учитель Скворцова А. Ю. филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ» Тамбовского района Тамбовской области
Приложение 2
Календарный учебный график первого года обучения
Дата
№ ТЕМА Кол-во
часов Программные цели и задачи Содержание деятельности Методико-дидактическое обеспечение Форма занятия
План факт
1 Введение. Основные понятия и термины. 2часа
Публикация «Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной программы „Ступени творчества“» размещена в разделах
1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу 2 познакомить с правилами ТБ при работе с инструментами и материалами; развивать мотивацию на творческую деятельность Комбинированное занятие, словесный и наглядный методы Входная диагностика
Презентация Диагностика
Раздел 2. Технология работы с пластилином. 8 часов
2. История лепки 2 Познакомить с историей возникновения лепки, с материалами, применяемыми для лепки изделий.
Из истории лепки. Рисунок на пластилине. Приемы выполнения.
Изготовление панно в технике «рисунок на пластилине» на тему «Подводный мир». Пластилин, картон,
стеки, графитные
карандаши Беседа, занятие-практикум
3. Конструктивный способ лепки 2 Содействовать развитию творческого потенциала детей;
развивать мотивацию на творческую деятельность; Приемы: скатывание, растягивание, скручивание жгута, «обрубовка».
Изготовление вазы с фруктами. Пластилин, картон,
стеки, графитные
карандаши Беседа
4. Пластилиновая живопись 4 Развивать мотивацию на творческую деятельность Приемы выполнения пластилиновой живописи: растягивание пластилина по плоскости бумаги. Изготовление натюрморта «Фрукты».
Презентация.
Схема «Подводный мир» Беседа.
Практическая работа
Раздел 3. Технологические приемы вышивки. 19 часов
5. Вышивка на картоне. История возникновения изонити. 2 Познакомить с правилами ТБ при работе с инструментами и материалами;
познакомить с историей возникновения изонити с материалами, применяемыми для изонити.
Из истории изонити, технологии выполнения и применения. Инструменты и материалы. Прием накалывания заготовок.
заполнение угла, окружности, закрепление нити в конце работы. Презентация
Образцы и схемы вышивки, иглы, нитки, ножницы Демонстрационный материал
Занятие-беседа, занятие-практикум
6. Изготовление изделий на основе технологии изонити
8 Научить технологическим приемам выполнения изонити,
Изготовление изделий на основе технологии изонити. Знакомство со свойствами цвета. Теплые и холодные тона. Цветовые сочетания. занятие-беседа, занятие-практикум,
7. Вышивки крестом 9 Воспитывать уважение к традициям, обычаям и обрядам русского народа;
Воспитывать терпение, упорство в достижении цели, уважение к национальной культуре, чувство взаимопомощи.
вышивки. Инструменты и Особенности выполнения вышивки. Чтение схематического чертежа. Оформление открыток.
Занятие-беседа, занятие-практикум
8. Счетная вышивка по ткани Воспитывать уважение к национальной культуре, чувство взаимопомощи. Вышивка по схеме: цветы, фрукты. Оформление открыток.
Занятие-лекция, занятие-беседа занятие-практикум
Раздел 4. Технология обработки бумаги. 24часа
9 Технология обработки креповой бумаги
1,5 Содействовать развитию творческого потенциала детей;
Развивать мотивацию на творческую деятельность;
Развивать познавательные
процессы; мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, наблюдательность, глазомер.
Бумага, ее свойства. Технология обработки креповой бумаги бумага, кисти
для клея. Презентация
Ножницы,
циркуль, клей
ПВА, линейка,
цветная и белая
бумага занятие-беседа, занятие-практикум
10 Понятие о композиции. 1,5 Развивать познавательные
Процессы. Бумага, ее свойства. (Обрывная аппликация) Презентация
Схемы занятие-беседа, занятие-практикум
11 Технология вырезания и обработки цветов на основе круга. 5 Совершенствовать навыки работы с бумагой. Способствовать развитию аналитического мышления и самоанализа.
Бумага, ее свойства. Приемы обработки бумаги
способами сминания,
гофрирования. Приемы вырезания деталей
по шаблону. Закладки для книг, открытки (солнышко, звездочка, рыбка). Инструкционные карты и схемы
Ножницы,
циркуль, клей
ПВА, линейка,
цветная и белая
бумага,
простой
карандаш,
упаковочная
бумага, кисти
Занятие-лекция, занятие-беседа, занятие-практикум
12 Оригами. 9 Совершенствовать навыки работы с бумагой. Содействовать развитию творческого потенциала детей Базовый модуль
«треугольник». Изготовление поделок. занятие-беседа, занятие-практикум
13 Конструирование из бумаги. 7 Совершенствовать навыки работы с бумагой. Развивать познавательные
процессы; мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, наблюдательность, глазомер.
Изготовление открытки «Ваза
с цветами» Изготовление композиции «Цветочная полянка») Мучной или
обойный
клейстер,
цветные
салфетки,
простой
карандаш,
упаковочная
бумага, кисти
для клея.
Схемы занятие-беседа. занятие-практикум
Раздел 5. Технология изготовления мягкой игрушки. 10часов Изготовление закладки с рябиной
14 Виды игрушек. 1 Познакомить с историей возникновения промыслов, с видами игрушек.
Виды тканей: искусственный мех, драп, букле, трикотаж и виды игрушек. Выкройка-лекало. Сырье для набивания деталей. Инструкционные карты и схемы
сборки изделий
Демонстрационный материал
Занятие-лекция, занятие-беседа, экскурсия
15 Инструменты и материалы 1 Научить работе с инструментами.
Знакомство с инструментами и материалами занятие-беседа
16 Технология изготовления игрушки 8 Научить технологическим приемам выполнения
изготовления игрушки по готовому крою Изготовление мягкой игрушки по выбору детей. Ножницы, ткань,
нитки, игла, шаблоны, образцы изделий
занятие-беседа, Практическая работа
Раздел 6. Технология работы с соленым тестом. 8часов Изготовление композиции
«Осеннее дерево».
17 История возникновения игрушки из теста 1 Познакомить с историей возникновения промыслов, научить работе с инструментами при изготовлении игрушки. История возникновения игрушки из теста
инструменты, материалы и приспособления. Ножницы, емкость
для приготовления
теста, стеки, скалка,
мука, соль, кисти
(белка, колонок,
краски:«Гуашь»,
«Темпера», клей
ПВА, «Момент»,
картон, ткань, лак,
пищевые красители,
рамки для
оформления работ.
Творческие работы занятие-беседа
18 Технологические приемы
изготовления изделия из соленого теста 6 Формировать знания технологические приемов
изготовления изделия из соленого теста Технология приготовления соленого теста.
Приготовление соленого теста. Изготовление поделок.
занятие-беседа, Практическая работа
19 Роспись изделия. 1 Совершенствовать навыки работы по росписи Роспись изделия. Виды красок, грунтовка, закрепление красок. Творческая выставка, фотовыставка Практическая работа
Раздел 7. Итоговое занятие. 2часа
20 Итоговое занятие. Приглашение родителей 2 Подведение итогов 1-го года обучения по программе Выполнение тестовых заданий анкетирование, практическая работа. Тесты
образцы на основе изученных приемов.
Контроль знаний
Календарный учебный график второго года обучения
Дата № ТЕМА Кол-во
часов Программные цели и задачи Содержание деятельности Методико-дидактическое обеспечение Форма занятия
план факт
Раздел 1. Вводное занятие. 2 часа
1 Вводное занятие: определение уровня сохранности знаний, умений и навыков. 2 Познакомить с программным материалом 2-го года обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности (работа с инструментами и материалами).
Диагностика сохранности знаний, умений и навыков (анкетирование). Тесты Демонстрационные материалы. Ресурсы Интернета. Демонстрационный материал беседа, Практическая работа
Раздел 2. Технологические приемы вышивки. 38часов
2 Изонить. Особенности заполнения дуги и неполное прошивание овала. Вышивка картины 20 Научить новым технологическим приемам выполнения швов.
Научить приемам выполнения швов. Особенности заполнения дуги и неполное прошивание овала.
Методы и приемы прошивания дуги, неполное заполнение овала. Образцы и схемы вышивки, иглы, нитки, ножницы Демонстрационный материал
занятие-беседа, Практическая работа
3 Вышивка картины «Ромашки»
4 Научить приемам выполнения швов.
развивать навыки совместной работы Изготовление Картины «Ромашки»
занятие-беседа, Практическая работа
4 Картина «Цветы» 4 Научить приемам выполнения швов.
развивать навыки совместной работы Изготовление Картины
5 Вышивка крестом по схемам. Правила работы с печатными схемами. 2 Научить приемам выполнения швов.
Формирование знаний о видах вышивки крестом. Вышивка крестом по схемам. История вышивки. Инструменты и материалы.
Печатные схемы. Чтение схем. Правила вышивания по схеме.
Выполнение швов: полукрест, сложный крест. занятие-беседа, Практическая работа
6 Виды вышивки крестом. 8 Содействовать профессиональному
самоопределению,
приобщению детей к социально
значимой деятельности. Гобеленовая вышивка, болгарская вышивка. Изготовление мини-картин. Оформление вышивок в паспорту. занятие-беседа, Практическая работа
Раздел 3. Технология обработки бумаги. 19 часов
7 Бумажная пластика 8 Формировать умения выполнять соединения элементов. Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Развивать мыслительные процессы.
Развивать навыки совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий. Объемная форма, способы соединения элементов.
Изготовление отдельных элементов изделия.
Инструкционные карты и схемы
сборки изделий
Демонстрационный материал
занятие-беседа, Практическая работа
8. Технология работы с различными видами бумаги 11 Виды бумаги: ватман, цветная ксероксная, тонкий картон.
Изготовление шкатулки, оформленной цветами. Занятие-лекция,
занятие-практикум
Раздел 4. Технология изготовления мягкой игрушки. 25 часов
9. Виды тканей. Выкройка-лекало. Сырье для набивания деталей.
5 Познакомить с видами тканей, сырьём для набивания игрушек. Знакомство с видами тканей, сырьём для набивания игрушек. Изготовление отдельных элементов изделия. Ножницы, ткань,
нитки, игла, шаблоны, образцы изделий
занятие-беседа,
занятие-практикум
10. Изготовление мягкой игрушки из тканей разной фактуры 6 Формирование умения в изготовлении игрушки по готовому крою, совершенствовать приемы работы с иголкой Изготовление мягкой игрушки по выбору детей
занятие-беседа,
занятие-практикум,
Раздел 5. Технология работы с соленым тестом. 12 часов
11. Изготовление цветного теста. 2 Научить технологическим приемам изготовления изделия из соленого теста Виды красителей: кофе, натуральные пищевые красители. Технология окрашивания теста. Использование дополнительных материалов в оформлении работы. Ножницы, емкость
для приготовления
теста, стеки, скалка,
мука, соль, кисти
краски:«Гуашь»,
«Темпера», клей
ПВА, «Момент»,
картон, ткань, лак,
пищевые красители.
занятие-беседа,
занятие-практикум
12. Изготовление фигурок из цветного теста. 10 Формирование умения в изготовлении игрушки из солёного теста Изготовление фигурок зверей, птиц. Оформление дополнительными деталями.
занятие-практикум
Раздел 6. Технология работы с текстильными материалами. 10часов
13. Текстильные материалы. Инструменты. Приемы разметки. Составление композиции. Цветовое решение. 2 Совершенствовать навыки работы с текстильными материалами; содействовать профессиональному
самоопределению.
Текстильные материалы. Инструменты. Порядок выполнения работы.
Приемы разметки, приклеивания. Составление композиции. Цветовое решение. Тесты Ножницы, ткань,
нитки, клей ПВА,
картон, кисти
для клея. занятие-практикум
14. Аппликация из текстильных материалов. Изготовление декоративного панно «Весенний пейзаж» 8 Совершенствовать навыки работы с бумагой, текстильными материалами. Изготовление декоративного панно.
Ножницы, ткань,
нитки, клей ПВА,
картон, кисти
для клея. занятие-практикум
Раздел 7. Итоговое занятие. 2 часа
15 Итоговое занятие 2 Подвести итоги 2-го года обучения по программе Подведение итогов 2-го года обучения по программе Бумага, ножницы,
клей ПВА,
картон, нитки, ткань занятие-практикум
Календарный учебный график третьего года обучения
Дата № ТЕМА Кол-во
часов Программные цели и задачи Содержание деятельности Методико-дидактическое обеспечение Форма занятия
план факт
Раздел 1. Вводное занятие. 2 часа
1 Вводное занятие: определение уровня сохранности знаний, умений и навыков. 2 Познакомить с программным материалом 3-го года обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности (работа с инструментами и материалами).
Диагностика сохранности знаний, умений и навыков (анкетирование). Тесты Демонстрационные материалы. Ресурсы Интернета. Демонстрационный материал беседа, Практическая работа
Раздел 2. Технологические приемы вышивки. 38часов
2 Изонить
Прошивание дуги треугольниками 16 Научить новым технологическим приемам выполнения швов.
Прошивание дуги треугольниками
Разметка, точки соединения, приемы соединения.
Изготовление открытки. Образцы и схемы вышивки, иглы, нитки, ножницы Демонстрационный материал занятие-беседа, Практическая работа
3 Вышивка гладью 22 Научить приемам выполнения вышивки гладью Односторонняя гладь, двусторонняя гладь.
Вышивка салфетки
Иглы, сетка, ткань, нитки «мулине» занятие-беседа, Практическая работа
Раздел 3. Технология обработки бумаги. 12 часов
4 Изделия из папье-маше 2 Формировать умения изготавливать состав рабочей массы для папье-маше. Технология изготовления рабочей массы для папье-маше. Клейстер. Приготовление клейстера. Инструкционные карты и схемы
сборки изделий
Демонстрационный материал занятие-беседа, Практическая работа
5 Изделия из папье-маше 2 Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Сушка. Грунтовка.
Отделка изделия.
Ножницы,
газетная бумага,
мучной клейстер,
цветные салфетки, кисти для клея.
Практическая работа
6 Изделия из папье-маше 2 Развивать мыслительные процессы.
Изготовление фруктов Практическая работа
7 Изделия из папье-маше 2 Развивать навыки совместной работы, умения работать самостоятельно. Изготовление тарелки. Практическая работа
8 Изделия из папье-маше 4 Развивать навыки совместной работы, умения работать самостоятельно. Изготовление поделки. Практическая работа
Раздел 4. Технология изготовления мягкой игрушки 16 часов
9. Игрушка с подвижными деталями.
1 Совершенствовать приобретенные умения.
Последовательность выполнения работы. Утяжка.
Крепление подвижных деталей. Технология оформления игрушки. Ножницы, ткань,
нитки, игла, шаблоны, образцы изделий
занятие-беседа,
занятие-практикум
10 Игрушка с подвижными деталями 2 Совершенствовать приемы работы с иголкой научить новым приемам выполнения швов Изготовление игрушки. занятие-практикум
11 Игрушка с подвижными деталями 2 Совершенствовать приобретенные умения.
Изготовление мягкой игрушки по выбору детей
занятие-практикум
Раздел 5. Технология работы с соленым тестом. 14 часов
12. Изготовление объемных форм. 2 Научить технологическим приемам изготовления изделия из соленого теста
- Приемы лепки объемных форм и соединение деталей изделия.
Изготовление игрушки. Емкость для приготовления
теста, стеки, скалка,
мука, соль, кисти
(белка, колонок,
краски:«Гуашь»,
«Темпера», клей
ПВА, «Момент», занятие-беседа,
занятие-практикум
13 Изготовление объемных форм. 3 Совершенствовать технику изготовления изделия из соленого теста Изготовление игрушки.
Емкость для приготовления
теста, стеки, скалка,
мука, соль, кисти
(белка, колонок,
краски:«Гуашь»,
14 Изготовление объемных форм. 3 Совершенствовать технику изготовления изделия из соленого теста Изготовление игрушки.
15 Изготовление объемных форм. 3 Совершенствовать технику изготовления изделия из соленого теста Изготовление игрушки. Оформление дополнительными деталями.
16. Изготовление объемных форм. 3 Совершенствовать технику изготовления изделия из соленого теста Изготовление фигурок зверей, птиц. Оформление дополнительными деталями.
Ножницы, емкость
для приготовления
теста, стеки, скалка,
мука, соль, кисти краски:«Гуашь»,
«Темпера», клей
ПВА, «Момент»,
картон, ткань, лак,
пищевые красители. занятие-практикум
Раздел 6. Технология работы с текстильными материалами. 21час
17 Аппликация из текстильных волокон. Проект «Летом в деревне» (гобелен) 2 Совершенствовать навыки работы с текстильными материалами; содействовать профессиональному
самоопределению. Виды гобеленов. Технология изготовления.
Материалы, инструменты, приспособления. Композиция. Цвет. Ножницы, ткань,
нитки, клей ПВА,
картон, кисти
для клея. занятие-беседа
занятие-практикум
18 Аппликация из текстильных волокон. 3 Совершенствовать навыки работы с текстильными материалами Коллективная работа. Изготовление декоративного панно. занятие-практикум
19 Аппликация из текстильных волокон. 3 Совершенствовать навыки работы с текстильными материалами Изготовление поделки на тему «Летний день» занятие-практикум
20 Аппликация из текстильных волокон. 3 Совершенствовать навыки работы с текстильными материалами Изготовление поделки «Весенний пейзаж» занятие-практикум
21 Аппликация из текстильных волокон. 2 Совершенствовать навыки работы с текстильными материалами Изготовление поделки «Весенний пейзаж» занятие-практикум
22 Проект «Летом в деревне» (гобелен) 4 содействовать профессиональному
самоопределению.
Проект «Летом в деревне» (гобелен) занятие-практикум
23. Проект «Летом в деревне» (гобелен) 4 содействовать профессиональному
самоопределению. Выполнение проекта «Летом в деревне» (гобелен) Ножницы, ткань,
нитки, клей ПВА,
картон, кисти
для клея. занятие-практикум
Раздел 7. Итоговое занятие. 2 часа
24 Итоговое занятие 2 Подвести итоги 3-го года обучения по программе Выполнение тестовых заданий Бумага, ножницы,
клей ПВА,
картон, нитки, ткань занятие-практикум