Ольга Кудашова
Методическая разработка дополнительной образовательной программы по тестопластике
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа по тестопластике «Тили – тили - тесто»
для детей 4 - 6 лет
Срок реализации 2 года
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
В современных условиях модернизация дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Публикация «Методическая разработка дополнительной образовательной программы по тестопластике» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, - развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности ребёнка.
Одним из видов творчества является “Тестопластика”. Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук. Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.
Направленность образовательной программы – художественно – эстетическая.
Программа раскрывает творческие способности воспитанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.
Содержание программы:
- носит развивающий характер
- направлено на дополнение и углубление основной образовательной программы дошкольного образования;
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми
Новизна программы состоит в том, что на занятиях дети осваивают, не только тайны мастерства ремесла, но и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома, детского сада и т. д.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Актуальность. Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 4-6 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.
Предоставляемая данной Программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей.
Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Педагогическая целесообразность. В Программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельностного подхода, возрастного и индивидуального развития детей.
Тестопластика выполняет следующие функции:
• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Цель программы.
Развитие творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.
Задачи программы.
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
– развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста (лепка и последующая роспись готовых изделий).
Отличительные особенности программы от уже существующих образовательных программ. Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями лепки - из пластилина, т. к. знакомство с лепкой на занятиях начинается уже в группах раннего возраста
На занятиях по тестопластике происходит совершенствование навыков лепки.
Занятия могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома, под руководством родителей.
Занятия по тестопластике могут проводиться как с одарёнными детьми
дошкольного возраста, так и с детьми, нуждающимися в коррекционно-развивающей работе.
Коррекционная направленность занятий предполагает работу по коррекции восприятия, внимания, мышления, укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев, умения согласовывать движения различных частей тела. Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре.
Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.
Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с задержкой психического развития это обстоятельство имеет огромное значение.
Еще одной отличительной особенностью программы является то, что техника лепки из соленого теста – это один из видов арт-терапии, который способствует изменению эмоционального состояния. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике и социальной работе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
1-й год обучения.
Дети среднего дошкольного возраста знакомятся: с историей возникновения лепки из солёного теста;
с историей возникновения лепки из солёного теста;
с основными приемами работы с соленым тестом;
названием, назначением, правилами пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;
правилами техники безопасности;
2-й год обучения.
Дети старшей группы продолжают знакомство с историей развития тестопластики, совершенствуют навыки и приёмы лепки из солёного теста.
Этапы реализации программы (повторяются ежегодно)
1 этап – подготовительный
- диагностика детей и родителей по выявлению уровня знаний о тестопластике;
- определение целей и задач работы на учебный год;
- составление учебно – тематического плана;
- изучение и сбор методической литературы, подборка литературного и иллюстративного материала, образцов для работы по тестопластике;
- знакомство родителей с планом работы;
2 этап – основной
- организация образовательной деятельности с детьми.
- включение родителей в реализацию Программы.
- взаимодействие с педагогами ДОУ и социальными структурами города
(СОШ №2, гимназия №6 города Алатырь, библиотека «Семейного чтения», городской краеведческий музей).
3 этап – заключительный
Анализ достигнутых результатов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты:
первый год обучения
Дети знают:
- историю возникновения и развития тестопластики;
- порядок подготовки материала и рабочего места для занятий;
- правила техники безопасности;
- последовательность росписи изделий;
- практическое применение изделий из соленого теста;
умеют:
- пользоваться инструментами, карандашами, кистью, палитрой;
- замешивать соленое тесто;
- применять различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный;
- сушить и раскрашивать поделки
- владеют основными навыками рельефной лепки, модульной лепки, лепки из колец и пластин, лепки на форме
- следуют устным рекомендациям педагога;
- используют в работе знания по технике безопасности
второй год обучения
Дети знают:
- сведения из истории тестопластики;
- общие сведения об организации трудового процесса;
- требования, предъявляемые к изделиям и процессу их изготовления;
- приемы безопасной работы;
- последовательность, основные приемы лепки изделий из теста;
- основные сведения о дизайне изделий;
умеют:
- рационально организовать рабочее место, инструменты с учетом техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
- под руководством педагога проводить анализ изделия;
- планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу;
- выполнять изделие по заданию педагога и по собственному замыслу;
- экономно расходовать материал;
- выполнять декоративную отделку поверхности изделий;
- предотвращать и устранять основные дефекты изделий;
- владеют различными приемами и способами лепки;
- проявляют творческую самостоятельность в создании изделий;
- применяют в быту навыки изготовления изделий народных промыслов - подарки к праздникам, сувенирные украшения и т. д.
Способы проверки результатов:
• Анализ процесса деятельности через наблюдения.
• Анализ продуктов деятельности.
• Анкетирование родителей.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
• составления альбомов, книжек - раскладушек с фотографиями готовых продуктов деятельности;
• использование продуктов детской деятельности в сюжетно ролевых играх, украшении интерьера детского сада и группы;
• выставки работ на уровне детского сада и города для педагогов и родителей
• участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, и федеральном уровнях.
Методические рекомендации к организации и проведению занятий.
• Занятия должны проводиться в отдельном помещении.
• Во время проведения теоретической части занятия (при демонстрации наглядных пособий, чтении художественных текстов, организации беседы, инсценировки, словесной игры) детей лучше всего размещать напротив воспитателя. Организуя проведение практической части занятия - непосредственно продуктивной деятельности – детей лучше размещать по кругу, т. к. это облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.
• Занятия необходимо строить в доступной и интересной для детей форме, используя разнообразные игровые методы, художественное слово – произведения детских поэтов, устное народное творчество, близкое и понятное детям по содержанию.
• В работе с детьми нужно идти от наблюдения, рассматривания предметов окружающей действительности и объектов природы должно предшествовать изобразительной деятельности, т. е. перед каждым занятием должна проводиться предварительная работа. Поэтому руководителю Программы необходимо работать в тесном сотрудничестве с воспитателями групп.
• Занятие тестопластикой предполагает возможность переключения детей на другие виды деятельности: проведение дидактической, подвижной игры, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, т. е. проводится с соблюдением здоровьесберегающих технологий. Совместные игры ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость»
• Примерное планирование различных методов и приёмов при организации занятия может быть сокращено и должно варьироваться в зависимости от уровня подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.
• При организации продуктивной деятельности детей, можно использовать музыкальное сопровождение, что создаёт положительную эмоциональную атмосферу в микрогруппе.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы «Тили – тили - тесто» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
Дидактические принципы:
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие воспитанников 4-6 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, воспитанники способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии, изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики воспитанники постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Так при разработке календарного планирования седьмой раздел может быть детально распределен по темам и фрагментам каждого раздела учебного плана с учетом уровня подготовки и способностей воспитанников, материально-техническими возможностями, содержания тем учебного года. Педагог делает отбор и определяет место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения воспитанников, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и воспитанниками, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ объединения «Тестопластика») и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
Групповая комната, для занятий лепкой из соленого теста;
• Мольберт;
• Рабочие столы (в зависимости от количества учащихся, стулья;
• Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия: клеенки, набор стеков, спички или зубочистки, материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, масло растительное, колеры (разного цвета, мерка, миска для замеса теста, кисти, стаканчики для воды, краски (гуашь, акварель, акриловые, ножницы, пуговицы, бусины, стеклярус, бисер, картон, клей горячий для сборки композиции, проволока, природные материалы и т. д. ;
• Раковина для мытья рук с холодной и горячей водой;
• Ноутбук.
Использование технического оснащения в виде теле и видеоаппаратуры или ноутбука, не являются строгой необходимостью, но все же поможет улучшить качество учебно-воспитательного процесса.
Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами. На одном занятии могут быть использованы различные формы работы: фронтальная, звеньевая, работа в парах и индивидуальная.
Оптимальные условия для реализации потребностей и развития способностей воспитанников формируются через постановку и принятие учебно-творческих задач, продуктивные виды художественно-творческой деятельности, выполнение авторских работ и коллективных заданий, а также методы контроля и самоконтроля. Кроме того, апробация данной программы помогает избежать узкой предметно-профильной направленности образовательного процесса. А организация на занятиях атмосферы взаимопонимания и дружеской поддержки, проявление внимания к индивидуальным особенностям детей приводят к высокой результативности в работе с учащимися, что позволяет повысить их уровень образованности.
Способы приготовления теста для лепки
1-й способ: с мелкой солью
Соль – 1 чашка
Мука – 2 чашки
Вода (холодная) – 1 чашка
Масло растительное – 1 ст. ложка
Соль и муку перемешать, добавить растительное масло и постепенно влить (холодную) воду. Тщательно вымесить до однородного состояния, как обычное тесто. Тесто не должно рассыпаться и липнуть к рукам.
2-й способ: с крупной солью
Вода (горячая) – 1 чашка
Соль – 1 чашка
Мука – 2 чашки
Масло растительное – 1 ст. ложка
Соль растворить в горячей воде. Подождать когда остынет, далее добавить растительное масло и муку. Тщательно вымесить до однородного состояния, как обычное тесто. Тесто не должно рассыпаться и липнуть к рукам.
Список литературы:
1. Зимина Н. В. / Шедевры из солёного теста / Н. В. Зимина. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192 с. : ил.
2. Рубцова Е. С. / 55 фигурок из солёного теста / Е. С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис, 2012. – 144 с. : ил. – (Чудеса своими руками).
3. Синеглазова М. О. / Удивительное солёное тесто – М. : Издательский Дом МСП, 2007. – 128 с., ил.
4. Лободина Н. В. /Предоставление дополнительных платных услуг в образовательных учреждениях / сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 172 с.
5. Фирсова А. В. / Чудеса из солёного теста – М. : Айрис-пресс, 2013. – 32 с. : цв. ил. – (Чудесные фантазии).
6. Цэруш Л. В., Старцева Е. Г., Продан Е. В. /Аспекты платной деятельности ДОО. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 240 с. – (Управление ДОО)