Светлана Титова
Календарно-обрядовые праздники как партнерский педагогический проект по социализации дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Календарно-обрядовые праздники как партнерский педагогический проект
Слайд № 2.
Организация народных праздников - одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, национальной идентификации, сформировать определенный социальный опыт.
Публикация «Календарно-обрядовые праздники как партнерский педагогический проект по социализации дошкольников» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Слайд № 3. Преобразованный в партнерский педагогический проект народный праздник открывает дополнительные возможности для социализации детей.
Слайд № 4
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.
Слайд № 5
В психологическом словаре понятие «социализация» определяется как … Внимание на слайд. Отсюда особое значение социализации – поддержка конструктивной стабильности и позитивного развития общества в целом.
Слайд № 6
В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности.
Слайд № 7, 8, 9, 10
Народные праздники являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации и одними из эмоционально насыщенных событий в жизни воспитанников.
Слайд № 11
Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмом и т. п., но и для позитивных эмоциональных переживаний, эмоционального включения, собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций.
Слайд № 12, 13 Наиболее эффективным средством для обогащения социального опыта детей в данном ключе является организация и проведение народных праздников в форме партнерского педагогического проектирования.
Слайд №14
Сущностное отличие партнерского проектирования, с нашей точки зрения, состоит именно в его направленности на несколько групп детей, что создает для них возможность расширения привычного социума, знакомства и взаимодействия с ранее незнакомыми или менее знакомыми сверстниками, возможность интеграции и взаимодействия в большой социальной группе.
Слайд № 15
Рассмотрим народный праздник в детском саду как результат партнерского проектирования педагогов и совокупность задач социализации детей, которые могут быть решены в рамках этой формы работы на примере совместной образовательной деятельности детей «Кукла Кувадка за мир!» и участия на протяжении 7 лет в Миротворческой акции «Гирлянда дружбы»
Слайд № 16
Данный народный праздник планировался в ДОО как совместная досуговая деятельность с воспитанниками подготовительной и младшей групп, а так же учениками Детской школы искусств. Были определены следующие цели праздника, которые представлены на слайде.
Слайд № 17
Аспекты поведенческой активности детей, обеспечиваемые партнерским проектированием в нашем случае ориентировано на работу с двумя разновозрастными группами.
Слайд 18
Все эти аспекты активности дошкольников связаны с тем, что во время праздника происходит выход ребенка за границы привычного социума, в большую социальную группу, взаимодействие осуществляется с детьми другого (старшего или младшего) возраста.
Слайд № 19
Первая составляющая совместной деятельности детей и педагогов и соответствующий результат социализации - подготовка старших дошкольников к проведению праздника для малышей как основа развития их социального смыслообразования и социальной мотивации.
Слайд №20
Подготовка праздника для малышей, прежде всего, позволяет активизировать и воспитывать важнейшие социальные мотивы деятельности и соответствующие личностные качества. Среди них забота о младших, обучение (передача знаний малышам, ответственность за успешную подготовку и осуществление общего дела (проведение праздника). Именно это социальное содержание подготовки к мероприятию следует считать центральным, смыслообразующим и важнейшим компонентом подготовки старших детей к взаимодействию с малышами, которое обеспечивается педагогами.
Слайд № 21
Вторая составляющая совместной деятельности педагогов и детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к празднику для малышей обеспечивает еще один важный эффект социализации. Он состоит в том, что ребенок не просто выучивает текст, но готовится как мастер публичного выступления. Чтобы в процессе праздника обеспечить получение им позитивного опыта, у воспитанника следует развивать умение выступать публично (т. е. перед группой людей). Естественно, эта цель не обозначается ребенку.
Слайд № 22
В ходе данного праздника дети старшего дошкольного возраста получили реальный опыт оказания помощи и проявления заботы.
Слайд № 23
В частности, ярко это было выражено в момент, когда они помогали малышам надеть костюмы (ряженье) и сделать грим,
Слайд № 24
а также в процессе подготовки и дарения подарков.
Слайд № 25
Младшие воспитанники смогли почувствовать эту заботу и проявляли доверие к старшим детям. Кроме того, воспитанники старшего дошкольного возраста получили опыт обучения младших, передачи им своих знании, почувствовали социальную значимость передачи знаний, принятие и внимание со стороны малышей.
Слайд № 26, 27
Таким образом, проведенные праздники как педагогический партнерский проект не только способствовал формированию у детей широкого спектра позитивных социальных и эстетических эмоций, опыта разнообразного социального взаимодействия в большой разновозрастной группе, но и позволил заложить основу для развития их культурной, наци-ональной идентичности.