Юлия Цуцаева
Календарь природы в подготовительной группе по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дерево
Автор: воспитатель высшей
квалификационной категории
Ю. В. Цуцаева
г. Пенза
2017г.
Календарь природы для детского сада
Дерево «Времена года»
Публикация «Календарь природы в подготовительной группе по ФГОС» размещена в разделах
- Календарь погоды и природы
- Подготовительная группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений, затем - использование в образовательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе : рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе. Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления. Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.
Описание:
Данный календарь разработан для педагогов дошкольного образования, детей и родителей.
Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность.
Каркас изготовлен из фанеры и прикреплен к закругленной подставке на колесах.
Макет дерева получился добротный, крепкий, устойчивый. Что немаловажно, ведь он предназначен для дошкольников.
С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца; а также, с помощью приложений (папки по месяцам года) дети усваивают, как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека.
Каждый сектор оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе : осень (желтый, зима (голубой, весна (розовый, лето (зеленый) – цвета выбирали дети.
зима весна лето осень
В каждом времени года представлены круговые схемы со стрелками
1. Дни недели по цвету радуги.
2. Месяца с названиями. (в виде треугольников, которые соединяют в конце года в круговую схему- времен года).
8.
3. Условные обозначения облачности в разные времена года:
4 Природные явления :
5 Числовая дорожка с окошком и числами от 1-31.(по числу дней в месяце) :
6 Термометр со шкалой температуры с движущимся по ней элементом.
Для младшего возраста заменяем круговой схемой:
Красный человечек (жарко, желтый (тепло, голубой (холодно, фиолетовый (мороз) :
7. Сила ветра: безветренно, слабый ветер, сильный ветер.
8. Часы и части суток.
Самый важный в календаре переносной планшет, в котором дежурные отмечают погоду в текущем месяце на каждый день.
Он состоит из 5 недель.
Каждый день дети отмечают погоду на планшете.
За выходные погода отмечается в понедельник. Здесь идет работа с детьми и родителями. В младшем возрасте планшет заменяется на картинки определенного времени года.
11. В течении дня погода может меняться, и дети вставляют из кейса условные знаки (Условные обозначения прилагаются).
12. А вечером они переписывают свои наблюдения в альбом наблюдений за погодой. (Альбом прилагается к дереву).
13. Подобраны иллюстрации с изображениями по темам: осень, зима, весна, лето (животные в определенном времени года, труд людей, погодные условия). Альбомы можно прикрепить к «дереву» с помощью крючка. У детей свободный доступ к ним. Дети по желанию могут их менять.
14. Календарь может служить для оформления мини-выставки детских работ (крепление с помощью магнитов).
15. Для работы с календарем прилагаются картотеки: стихов, загадок, примет, пословиц о осени, о зиме, о весне, о лете.
Кейс для работы детей с календарем содержит наборы с декоративными элементами (цветочками, листьями, снежинками, фруктами) и иллюстрациями зверей и птиц насекомых, одежды и обуви.
Дети сами украшают дерево по сезону, дополняя картинками, кормушками, скворечниками с помощью магнитов. (Например, увидев на прогулке сороку – ставят картинку с её изображением). Помимо того, что ребенок получает обширные сведения о природе и мире вокруг нас, он также развивает свой интеллект. Юный знаток природы начинает сам тянуться к знаниям, а значит, у него формируется устойчивый познавательный интерес. Ежедневный сбор данных приучает ребенка к самодисциплине, ответственности, самостоятельности и усидчивости. Все это – залог будущих успехов ребенка в учебе.
В процессе интеграции различных образовательных областей по ознакомлению детей с объектами и природными явлениями решаются не отдельные задачи, а их совокупность. Это дает возможность ребенку изучить объект во всем его многообразии.
Моделирование так же используется и в работе с родителями. На каждое время года родители совместно с детьми дома создают макеты, поделки, рисунки – отражающие различные признаки времен года.
Опыт использования магнитного календаря в работе с детьми
показывает, что использование данного типа моделирования на всех этапах
(заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление
аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей об
изменениях объектов природы в единстве с временным параметром. Благодаря
наглядной представленности дети могут прослеживать характер изменений,
взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать
временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.
Кроме того, работа с календарем природы обогащает словарь,
способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять
события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения).
Данное дидактическое пособие предполагает возможность его использования в работе с детьми всех периодов дошкольного детства.
С помощью дерева можно изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Условные обозначения разработаны для кейса.