Приложение МААМ

Календарь наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе в старшей и подготовительной к школе группах

Пономарёва Наталья
Календарь наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе в старшей и подготовительной к школе группах
▼ Скачать + Заказать документы

Готовность к обучению в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности дошкольника.

Наиболее значимые с точки зрения интеллектуального развития оказываются дифференцированное восприятие, непонятийные формы мышления, умение упорядоченно ориентироваться в предметном мире. Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.

Темочки:

Программой предусмотрено сообщение детям старшего дошкольного возраста системы знаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности.

К ним относятся представления о физических изменениях агрегатного состояния веществ (например, вода, перемещение тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимосвязей в природе и т. п., в результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышления, развивается словесно-логическое мышление. В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к растениям и животным.

Сообщение дошкольникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлением: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.

Наблюдения в повседневной жизни позволяют накапливать чувственные представления дошкольников о природе ближайшего окружения, углублять их знания о внешнем облике животных и растений, об особенностях их жизни, о характере взаимосвязи с внешней средой.

Изменение, движение, развитие – это универсальные свойства объектов окружающей среды.

Если ребенок будет иметь представление об этих свойствах, он быстрее научиться обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определенный временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.

Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы.

Работа с «Календарем наблюдений за сезонными явлениями природы» в старшей и подготовительной группах проводятся ежемесячно в течение одной недели. Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду в виде картинки состояния живой природы (растительного и животного мира).

Также ведется работа с «Календарем наблюдений за ростом растений», но дети под руководством воспитателя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции, при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель развития конкретного живого организма.

При подборе иллюстраций и гербарного материала для календаря надо также следить за тем, чтобы рисунки детей отражали состояние природы в данный момент, что они видели на прогулке, наблюдали.

Зимой, в конце февраля, в уголок природы дети принося и ветки, собранные после обрезки кроны деревьев. Ветки ставят в вазы с водой и наблюдают, как в начале набухают почки, затем распускаются листья.

В конце зимы и в начале весны в уголках природы проводится посев семян и посадка луковиц.

Старшая группа Подготовительная к школе группа

Цветы (апрель)

Бархатцы Астры

Цинии Петунья

Космея Табак душистый

Устройство огорода на окне (февраль) :

Корнеплоды, луковицы, семена салата, овса, гороха

Помидоры Помидоры

Огурцы Огурцы, капуста

В старших группах устраивают уголок леса – несколько весенних растений сажают в один ящик.

Итак, усвоение относительно небольших по объему, но глубоких природоведческих знаний о разнообразных связях и явлениях, опора на этическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников обеспечивают всестороннюю готовность каждого ребенка к практической деятельности, направленную на сохранение и рациональное использование природы.

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо знаками – пиктограммами.

Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев, отражают сезонные изменения природы, её экологическую закономерность, зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, - это наглядно образная модель изменяющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.

Ведение календаря ведется в течение всего года: в сентябре – ноябре – это знакомство с недельной методикой наблюдений за сезонными явлениями природы; в январе – это календари наблюдений за птицами, в конце зимы – начале весны – это выращивание огорода на окне, цветочной рассады и ведение календаря наблюдений за растущим растением, летний период – это огородный календарь.

Такой подход, сочетающий систематическое обучение и надлежащие воспитательно-образовательные мероприятия, служит основой формирования у детей к моменту перехода их в школу познавательных интересов, начал материалистического взгляда на природу.

Литература: 1. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005 г.

Публикации по теме:

Дневник наблюдений за погодойДневник наблюдений за погодой Дневник наблюдений за погодой. Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. Ежедневно на прогулке мы с.

Календарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группыКалендарь природы для наблюдения за природными явлениями для младшей группы Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» в подготовительной к школе группеКонспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями» в подготовительной к школе группе Цели: 1. Формировать представления об изменениях в природе; 2. Формировать представление об инее как об одном из состояний воды. 3. Уметь.

Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима»Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Зима» Цель прогулки: Формировать у детей представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарь наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе в старшей и подготовительной к школе группах
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 12:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Календарь наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе в старшей и подготовительной к школе группах» (включая файлы) размещена пользователем Пономарёва Наталья (УИ 3511228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД