Галина Курбанязова
Роль сказки в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки в жизни ребенка
О роли сказок в детстве, но важно
Сказки очень важны для развития ребенка, но важно уметь подбирать произведения по уровню развития ребенка. Не правильно читать, скажем, 3-4-х летнему малышу сказки Пушкина «о рыбаке и рыбке». Боле времени займут объяснения, кто такая «столбовая дворянка», или что такое невод. И к концу первой странице этого бессмертного произведения ребенок потеряет к сказке весь интерес, и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его. Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.
Публикация «Роль сказки в жизни ребёнка» размещена в разделах
Сказки детям от года до трех лет
Итак, как же подобрать такие произведения, которые были бы интересны малышу в возрасте до трех лет? В этот период идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. В ходе чтения вы можете подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы – ребенку это понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, отлично подойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок»… А через какое – то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко. Йоко бах! Аааа!» и гладить деда с бабой на картинке.
Сказки для детей от трех до шести лет
В дошкольном возрасте дети уже все хорошо понимают, но у них еще сохраняется конкретность мышления. Поэтому сказки лучше подбирать с конкретным смыслом и с понятным, «не замудреным» сюжетом. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку будут интересны многие русские народные сказки, сказки народов мира, а также многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и других авторов.
Сказки для детей от семи до одиннадцати лет
Для школьников выбор сказок еще более широк. В возрасте с 7 до 11 лет дети начинают «примерять» образы из произведений на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях такого же возраста. Обратитесь к сказкам Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна. К известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку, помните). Да и первые две-три книги Гарри Поттера – тоже отличные волшебные сказки для этого возраста. Самое время и к Пушкину вернуться.
Произведения для детей после 12 лет
Если вы думаете, что подросткам сказки уже не интересны, то вы сильно ошибаетесь. В этом возрасте на смену сказкам в общепринятом смысле приходят приключенческие и фантастические произведения, так сказать, взрослый вариант сказок. После 12 лет можно дочитывать книги о Гарри Поттере, читать про «трех толстяков», про Гулливера и многое другое. Не забывайте о таких классиках детской (да и взрослой) литературы, как Жюль Верн, Льюс Кэрролл, Кир Булычев.
Как извлечь пользу из сказок? В поисках смысла.
Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки.
Сказка «Репка», история о взаимопомощи и не только…
Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живет» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…» Дальше – тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка – Жучку… Совсем другим оказался конец сказки : «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!» Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант – это была история о взаимопомощи, а древний – о том, что всякое дело надо доводить до конца.
Можно прочитать ребенку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлек из них, как понял. Самое главное – это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает.
Анализировать героев сказок, их поступки и последствия – важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки ваше чадо.