Наталья Дмитриевна Генералова
Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач.
Публикация «Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? И мы уже все заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. На лицо парадокс: мы должны детей учить в мире и дружбе, которого не знаем сами, — в мире будущего.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 5-7 лет ярко проявляются чувства привязанности к сверстникам, воспитателю, детскому саду. Изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок старшего возраста в большинстве случаев играет не один: «мирное соседство» перерастает в устойчивое содружество. Мотивация детей более осознана и опирается на возросший опыт, а не только на какую либо ситуацию: «Я люблю играть с Геной, он всегда помогает строить» и т. д.
Дружба у детей часто возникает из желания подражать тому или иному сверстнику: «Быть таким же ловким и смелым, как Олег» и т. д. Дружба между детьми достойна поощрения, если она основана на равенстве, стремлении выручить товарища, помочь друг другу. Дети быстро сорятся и мирятся, способны одновременно заступиться и обидеть. Взрослые, регулируя отношения детей, должны быть чуткими и справедливыми к ним, не выступать в роли защитника по отношению к одному ребенку и в роли обвинителя к другому. Важно тактично подсказывать, как они должны вести себя.
При тактичном руководстве детской дружбой у старших дошкольников складываются отношения, в основе которых лежат нравственные мотивы. В представлении дошкольников хорошо дружить — значит дружно играть вместе, помогать друг другу, не шалить, не ссориться.
Взрослым необходимо видеть, на чем основана дружба между отдельными детьми — на равенстве или подавлении. В случае последнего дружба приносит мало пользы в нравственном отношении. В этом случае необходимо тактичное вмешательство, не ломающее детских увлечений, но позволяющее активизировать пассивных и сдерживать вожаков.
Воспитание дружбы между детьми разных национальностей тесно связано с формированием симпатий детей между детьми, в быту и на занятиях. Важно поддержать и направить интерес, связанный с жизнью народов нашей страны. К концу дошкольного детства ребенок должен знать : нашу страну населяют народу разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, культура, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами; все народы, населяющие нашу страну, объединяет стремление к миру, любовь к Родине, готовность стать на её защиту.
Разнообразные пути и средства в формировании у ребенка интернациональных чувств. Это и:
• Общение детей разных национальностей внутри детского сада
• Проведение специальных занятий (чтение, беседы, рассматривание картин, на которых используются рассказы о жизни детей разных национальностей
• Куклы в национальном костюме и т. д.
Воспитательное значение дружеских отношений велико. Общаясь, дети на практике закрепляют и выверяют, что значит поступать хорошо или плохо. Выручить, помочь, посочувствовать, успокоить, проявить внимание, поделиться, поступиться своим интересам ради друга — хорошо. Схитрить, обидеть, утаить, отступить от правил, наябедничать, пожадничать — достойно осуждения. Правильное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка под влиянием взрослых, благодаря постоянному соприкосновению с окружающей жизнью и общественными событиями.
В своей работе педагоги стремятся к тому, чтобы воспитанники выросли честными, добрыми, счастливыми. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце — эта задача стоит перед воспитателями. Надо учить растущего человека понимать беду своего товарища. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
Генералова Н. Д.