Илья Литвинов
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Какие бывают тексты»
▼ Скачать
Технологическая карта фрагмента урока.
Литвинов Илья
Тема урока : Нахождение периметра различными способами.
Класс : 3
Цель фрагмента урока : создание условий для усвоения знаний об отличительных признаках типов текста и умений определять тип текста по признакам.
Задачи фрагмента урока :
1. Научить определять различные типы текстов, их характерные признаки и научиться различать их между собой;
2. Развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Публикация «Технологическая карта урока русского языка в 3 классе „Какие бывают тексты“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: 1) узнать какие бывают типы текстов; 2) научиться определять характерные признаки текстов; 3) сравнивать данные типы текстов;
Личностные: 1) способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.
Познавательные: П1) понимать содержание текста, интерпретировать смысл; П2) устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Регулятивные: Р1) понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; Р2) выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
Коммуникативные: К1) понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой); К2) Осуществлять контроль, взаимоконтроль и самооценку;
I.Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Илья Дмитриевич. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
-Сядет тот, кто понимает смысл пословицы.
Работа с высказыванием:
Природа-дом, в котором живет человек (слайд 1)
(Дмитрий Лихачёв)
-Как вы понимаете данное высказывание?
Микровывод: верно, человек научился жить в согласии с природой. Природа-это его родной дом, в котором он пользуется её богатствами.
Мотивация:
-Ребята, к нам на урок пришли Пин и Лосяш, они предлагают вам сегодня на уроке побыть в роли исследователей, свои достижения и успехи вы будете отмечать в дневнике исследователя.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. -Итак, давайте вспомним тему прошлого урока. Что же такое текст? (Это высказывание, в котором два или несколько предложений)
- А как объединены предложения в тексте? (Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу)
- Верно, молодцы!
-Посмотрите на экран.
Вот и ___весна. В саду уж ___снег, ___ручьи. ___ из – под земли зелёная трава. ___скоро соловьи. И лес ___листвою!
-Прочитайте. Всё – ли вам понятно? Или что – то затрудняет понимание текста? (затрудняет нехватка слов)
-Чего не хватает? (глаголов) Вставьте глаголы из предложенного списка и прочитайте, что получилось.
Вспомогательные слова: наступила, тает, бегут, виднеется, засвищут, оденется.
-Подумайте, о каком времени года идет речь? (весна) Верно, а какие признаки весны вы знаете? Отлично!
-Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажите.
-Молодцы!
III.Выявление места и причины затруднения.
- Продолжим. Сядьте правильно, выпрямите спину.
-Можем мы назвать тип этого текста (нет) у нас возникло затруднение.
-А почему мы не можем назвать тип текста (мы не знаем какие они бывают)
-На основе затруднения сформулируйте тему урока.
-Верно, тема нашего урока : «Какие бывают тексты» (слайд 5)
-Какой будет цель нашего урока? (узнать, какие бывают типы текстов и уметь их различать) Если мы правильно поставили цель и задачи, поставьте «+» и вложите в дневник исследователя.
-На экране план нашего урока, расставьте пункты плана по порядку. (слайд6) Не забывайте про технику безопасности : не работайте с панелью грязными и влажными руками, работайте стилусом; Будьте аккуратны с проводами.
План:
1. Узнать, какие бывают типы текстов и научиться их различать.
2. Применить новые знания.
3. Проверить полученные знания.
-Если вы согласны покажите класс. Вложите план в дневник исследователя.
IV.Реализация построенного проекта.
-Поработаем по 1 пункту плана и узнаем, на какие типы делятся тексты. Посмотрите на экран. Вот что для вас приготовил Лосяш. Первый тип текста ….
-Теперь поработаем в парах. Не забывайте о правилах работы в парах, которые представлены на экране.
-У вас на столах лежат карточки с текстами. Прочитайте их и определите тип каждого текста. Первая пара выполнит это задание под документ-камерой на интерактивной доске, а остальные на карточках.
Текст №1. (Описание)
Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звездочка.
Текст №2. (Рассуждение)
Я знаю одну птицу, но имя у нее немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождем его удалая песня смолкает. Он хохлится будто зябнет.
Текст №3. (Повествование)
Наступила долгожданная зима. Мороз затянул пруд ледком. Ребята размели каток. Мальчишки ловко и легко скользят по льду. Радостно звучат детские голоса. Хорошо мчаться по гладкому льду.
-Кто готов, покажите солнышко. Если вы согласны, покажите солнышко.
-На основе вашего исследования и ваших наблюдений, сделайте вывод, какие бывают типы текстов (повествование, описание, рассуждение). На какие вопросы отвечает текст повествования? Описания? Рассуждение?
Микровывод: Существует три типа текста – повествование, описание, рассуждение. Текст-повествование сообщает о том, что произошло, случилось, как развивались события. Отвечает на вопросы (кто, что, где, когда). Текст-описания – изображает предмет, явление. Отвечает на вопросы (какой, какая, какие, какое). Текст- рассуждения - это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Отвечает на вопросы (почему предмет такой, почему к нему такое отношение).
-Отлично, вложите микровывод в дневник исследователя.
-Если мы провели исследование и узнали, какие бывают тексты и каковы их признаки, поставьте «+» напротив первого пункта плана в дневнике исследователя.
-Выполним 2 пункт плана и применим новые знания.
-Поработаем в группах. 1 подгруппа: Аня, Света, Лиза, вы работаете у интерактивной доски.
2 подгруппа: Настя, Маша, Даша, вы работаете у интерактивной панели.
Техника безопасности :
-Не забывайте, что руки у вас должны быть сухие, чистые, работаем тыльной стороной стилуса.
Прочитайте текст, который составил Пин. Определите его тип. Задайте к тексту вопросы соответствующего типа.
1 группа:
Это – собака. У нее короткие и сильные лапы, длинное, приземистое тело. У этой собаки – висячие уши и длинный хвост. Мне она очень нравится. (Описание. Какой? Какая? Какое? Какие)
2 группа:
Наступил декабрь. Ударили первые морозы. Холодный ветер качает ветви сонных деревьев. Звери не боятся зимы. У них теплые шубки. Медведь спит в берлоге. Зимующие птицы перебрались ближе к людям. В лесу стоит тишина. (Повествование. Что? Где? Как? Когда произошло)
-Поменяйтесь местами. Осуществите взаимопроверку и взаимооценку. Если все верно, покажите класс. Садитесь на свои места. Ребята, если мы выполнили второй пункт плана и применили полученные знание, поставьте «+» напротив второго пункта плана в дневнике исследователя.
-Как же определить тип текста?
Микровывод: чтобы определить тип текста, нужно задать к нему вопросы, опираясь на которые определяется его тип.
-Отлично, вложите микровывод в дневник исследователя.
-Пин и Лосяш предлагают немного отдохнуть и сыграть в игру «Верно/неверно».
-Если я говорю верное утверждение-поднимите правую руку. А если неверное-топните.
1)Повествование – это размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. (топают)
2)Описание – изображает предмет, явление. Отвечает на вопросы какой, какая, какие, какое. (поднимают правую руку)
3)Чтобы определить тип текста нужно найти грамматическую основу. (топают)
4)В русском языке выделяют три основных типа текста. (поднимают правую руку)
-Отлично!
-Поработаем по 3 пункту плана и проверим полученные знания.
-Выполним самостоятельную работу.
-Ребята, у вас на столах лежат карточки зеленого и красного цвета. На зеленой карточке-задание проще. На красной сложнее. Выберите карточку с заданием, которое сможете выполнить.
Зелёная карточка : Определите тип текста по данным заголовкам.
1. Как мы ходили в лес за грибами. (Повествование)
2. Почему нельзя собирать мухоморы? (Рассуждение)
3. Красив гриб-боровик! (Описание)
Красная карточка : заполните кластер.
-Осуществим самопроверку. Кто выполнил задание на зеленой карточке, поднимите правую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если все остальные выполнили задание также, то покажите класс.
Кто выполнил задание на красной карточке, поднимите левую руку. Давайте проверим под документ-камерой. Если вы выполнили задание также, то покажите солнышко.
Молодцы.
Если мы выполнили 3 пункт плана, то поставьте себе «+» напротив третьего пункта в дневнике исследователя.
V.Итог. -Назовите все типы текстов?
-Если мы достигли цели урока и доказали, что гипотеза верна-поднимите правую руку.
-Ребята, вспомните высказывание, которое было в начале урока.
-Почему человек должен относиться к природе бережно?
-К чему может привести бездумное использование природных ресурсов?
-А как мы можем помочь природе?
Микровывод: верно, нужно беречь природу, потому что природа – главный источник жизни. Она дает нам воздух, воду, ресурсы. Человек неосознанно губит ее, вырубая леса, загрязняя воду и воздух. Даже самые безобидные, на вид, поступки губительны.
-Сегодня мы весь урок проводили исследование, если у вас выполнены все пункты плана, то вы получаете оценку 5. Если 2 пункта- 4, 1- оценка 3.
-Поднимите руку, кто получил оценку 5, 4, есть те, кто получил оценку 3?
-Ребята, я полностью согласен с вашими оценками. Молодцы!
Рефлексия
-Ребята, если вам понравился урок, и вы не испытывали трудности- покажите солнышко.
-Если же, вы испытывали затруднения, покажите тучку.
Я закончил.
Тема: «Какие бывают тексты»
Цель: узнать, какие бывают типы текстов и уметь их различать.
План:
1. Узнать, какие бывают типы текстов и научиться их различать.
2. Применить новые знания.
3. Проверить полученные знания.
Дневник исследователя.