Людмила Белоусова
Как вызвать у неговорящего ребенка с аутизмом желание издавать звуки и слова
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дети с аутизмом, начавшие говорить несколько слов в раннем возрасте, постепенно утрачивают эту способность и замолкают. Существует несколько теорий, почему это происходит. Одна из теорий утверждает, что речь пропадает из-за ненадобности ее использования ребенком, ему не нужно общение. Но, поскольку ребенку предстоит жить в мире вербальных людей, задача родителей и специалистов заключается в «принуждении» ребенка к вербальному общению. Его необходимо научить общаться. По возможности, с помощью устной речи, но если устная речь недоступна ребенку в силу органического поражения ЦНС или других обстоятельств, то необходимо научить ребенка использовать другие средства коммуникации.
Публикация «Как вызвать у неговорящего ребенка с аутизмом желание издавать звуки и слова» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Неговорящие дети
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Существует несколько приемов по развитию базовых навыков устной речи у детей с аутизмом
Один из первых и важнейших навыков у мутичных детей, который следует развивать - это вокальная имитация. Эхо или вокальная имитация — это вид речи, когда говорящий повторяет слова за другим говорящим.
Первый шаг в обучении вокальной имитации — это подбор значимого для ребенка поощрения. Это может быть лакомство, любимые игрушки или какие-то действия (например, поглаживание, кружение и т. д.). Поощрение в процессе работы будет ассоциироваться с произнесенными звуками речи или словами, а в будущем сами по себе звуки речи могут стать поощрением и чем-то приятным для ребенка.
Вокальная игра
Цель этой игры заключается в создании ассоциации между звуками речи и веселыми занятиями, которые нравятся ребенку. Во время игры как можно чаще произносите простые звуки и вокализации, которыми можно сопроводить определенное действие (например, «Бип-бип!», «Прыг – скок», «Бух»! и др.). Если ребенок спонтанно повторил звук за вами, тут же поощряйте. Но только не требуйте этого, и не раздражайтесь, если пока ничего не получается. Приготовьтесь к длительному пути, наберитесь терпения.
Обучение просьбам с помощью жестов одновременно со словами
Часто дети жестами просят необходимый им предмет. Нужно добиваться того, чтобы ребенок назвал нужный ему предмет. Но перед этим взрослый сам произносит название предмета, который просит ребенок, затем называет его снова при передаче ребенку. Со временем ребенок поймет взаимосвязь между словом и поощрением, что повысит вероятность спонтанного произнесения слов.
«Волшебная коробка»
Для этого метода берется любая коробка с проделанным отверстием в крышке. Делаются фотографии членов семьи или предметов, которые вызывают эмоциональный отклик у ребенка. На каждой фотографии должен быть только один человек или один предмет. После того, как Вы называете предмет на фотографии три раза и подносите к ребенку, Вы вставляете фотографию в отверстие коробки. Это называется «сочетание стимул-стимул». Результатом работы становится желание ребенка назвать предмет и самостоятельно положить его в фотографию в коробку.
Сопоставление одинаковых картинок
Для работы потребуются парные картинки. Положить на стол фотографию или картинку, взять идентичную, назвать ее и положить сверху на первую картинку. Затем передать инициативу ребенку.
Пение по очереди
Интересный метод – пение песни по очереди. Вы начинаете фразу, ребенок продолжает. Эта песня должна быть любима ребенком и вызывать желание ее спеть.
Искусственное создание ситуаций для коммуникации
Поощрение просьб
Убирайте любимые игрушки или еду на видное, но недосягаемое для ребенка место. Или кладите важный для ребенка предмет в прозрачный контейнер, который сложно открыть. Намекайте ребенку, как он может попросить у вас эти предметы. Создавайте сложности, предлагайте игры, которые требуют взаимодействия, и не спешите помогать, не дождавшись просьбы. Как следствие, ребенок чаще будет обращаться к вам с просьбами.
Обучение ребенка альтернативной коммуникации
Альтернативная коммуникация — это любое средство общению, помимо устной речи, которое способствует взаимодействию с окружающими.
Неговорящие дети, не способные сообщить о своих потребностях, являются очень проблемными в поведении. Альтернативная коммуникация позволяет им сообщать о своих желаниях, корректировать поведение, также ее использование повышает вероятность начала использования устной речи ребенком.
Есть разные виды альтернативной коммуникации, применяемой при аутизме;
- Система коммуникации с помощью обмена изображениями (PECS). Это система обучения ребенка коммуникации с помощью картинок, которые он использует для просьб и комментирования.
- Жестовый язык
- Коммуникативные доски и папки, в которых ребенок указывает на фотографии, картинки или напечатанные слова.
Таким образом, используя приведенные выше методы и приемы для формирования коммуникативных навыков, можно помочь ребенку «выйти из кокона», научиться взаимодействовать с окружающими, при этом действовать ненавязчиво, весело, используя то, что важно для ребенка.