Юлия Крымова
Как воспитать в детях любовь, почтение, благодарность
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь воспитывается любовью»
Ш. А. Амонашвили
Я взяла эту известную цитату российского педагога Шалвы Александровича Амонашвили как исходную точку моего размышления на тему: «Как воспитать в детях любовь, почтение и благодарность». Еще из институтского курса педагогики я помню яркую историю, как великий мастер учил своих мальчишек проявлению мужских качеств не долгими и правильными наставлениями, а личным примером. В этом методе воспитания я вижу огромный потенциал для нас педагогов современности. Что может быть понятней, наглядней и доступней этого для восприятия дошкольника, когда речь идет о таких глобальных и абстрактных понятиях.
Публикация «Как воспитать в детях любовь, почтение, благодарность» размещена в разделах
Мы можем рассказать о насекомых, используя иллюстрации, можем изучить строение дерева, рассматривая его на территории детского сада, но не можем взять и показать или словами объяснить, что есть любовь, почтение, благодарность. Эти понятия настолько обширны и относительны, что уместить их в простые, доступные пониманию дошкольника слова, просто невозможно. Это мое личное мнение. Но в наших силах дать почувствовать каждому ребенку их скрытый смысл через нашу любовь, уважительное, почтительное отношение к нему, нашу благодарность, принимая его как равную личность со всеми ее желаниями и стремлениями.
В начале своего жизненного пути ребенок только пробует и примеряет на себя различные модели социального поведения, доступные ему в его детских пределах. Давая ему определенную свободу поведения и самовыражения, мы расширяем круг его возможностей для личностного самоопределения, самопознания. И качество поведенческих моделей, возможных вариантов взаимодействия с окружающими, а также ценностные ориентиры, целиком и полностью зависят от нас взрослых.
Поэтому, на мой взгляд, начинать работу в этом направлении каждый педагог и родитель должен с себя. Мы – зеркало наших детей, где он видит то, к чему важно стремиться. Мы представляем тот образец, с которого он будет лепить себя как воспитанную, культурную личность. В каждую минуту своего общения с детьми мы наглядно демонстрируем, какой брать пример нашим детям. И мы прежде всего должны сами определиться в том, что есть для нас эти важные понятия «Любовь. Почтение. Благодарность». Как это знание отражается в наших словах, поступках, в отношении к детям в нашей будничной жизни.
Мы все хотим любви, но давайте задумаемся, всё ли мы делаем, чтобы ребенок рядом с нами ощущал нашу любовь, чувствовал малейшие её проявления, даже если мы строги и требовательны. Относясь к их потребностям, желаниям и стремлениям с искренней любовью и пониманием, мы учим малышей дарить ответную любовь окружающим и естественным образом – поцелуем, объятием, прикосновением, и опосредованно – через добрые слова, сделанные своими руками подарки, через деятельные поступки.
Мы призываем детей уважать (почитать) родителей, старших, уважать чужой труд. Но чувствуют ли дети наше уважение к себе? И чтобы это было так, мы благодарим их. Благодарим за высказанное мнение, за их старание и любознательность, выполненный с душой рисунок. В этой благодарности мы проявляем уважение к ним, показываем ценность их личности для нас, для детского коллектива, для него самого. Глубокое, искреннее уважение – это и есть почтение – мы словно склоняемся перед умом, талантом, благородным поступком, так мы признаем ценность всего этого для нас. И в ответ от детей получаем тоже почтение – признание ценности нашего мнения, наших слов, наших деятельных поступков на благо их личностного развития.
Благодарность («благо дарить») – это чувство, венчающее наши взаимоотношения. Благодарим – значит, испытываем признательность за добро, сделанное в наш адрес. Ритуальные «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «доброго здоровья» – это те первые способы благодарения, которым мы должны научить наших детей с самых ранних лет. Потом над ними вырастают благодарные поступки – способность отвечать любовью на любовь, уважением, почтением на уважение, добром на добро. Это и способность оказать внимание, проявить сочувствие близкому и незнакомому, вовремя кому-то помочь еще до того, как об этом попросят. Думаю, что благодарность – это не просто позитивное, доброе чувство. Это чувство – мостик между людьми. Если мы учим детей быть благодарными, это значит, что мы учим концентрироваться не только на себе, но и на других, мы уберегаем их от черствости и эгоизма. Мы даем им в руки волшебное средство – способность легче устанавливать контакты, налаживать близкие отношения, находить друзей, обретать радость бытия в общении с другими.
Так цитата выдающегося педагога, выбранная мною, помогла путем размышлений выйти на простой, казалось бы, но такой сложный в исполнении, алгоритм воспитания ценностных основ нашей жизни – ЛЮБВИ, ПОЧТЕНИЯ, БЛАГОДАРНОСТИ. Самое сложное – «запустить» этот алгоритм усилиями своей души. Главный пусковой механизм – это наше с вами умение проявлять любовь и делиться ею, почтительно относиться даже к самым маленьким детям, не забывая о почитании себя (уважении к себе, это и благодарное – благо дарящее – наше отношение к детям, к окружающим людям, близким и дальним, к природе, к нашей прекрасной Родине и к Миру в целом.
Как узнать, что алгоритм работает? Думаю, очень просто. Поведение наших детей – это самый правдивый индикатор. Только надо быть очень искренними. Если мы будем лишь притворяться, дети – чуткие барометры – это сразу распознают. Тогда, в результате такого воспитания, в них взойдут ростки притворства и лицемерия, лукавства и манипуляции. Воспитывая ребенка в любви, благодарности и почтении, мы закладываем фундамент его личности. На этой прочной основе, подрастая, он уже сам – как истинный творец собственной жизни – будет выстраивать «нравственные этажи», используя в качестве строительного материала ЛЮБОВЬ, ПОЧТЕНИЕ, БЛАГОДАРНОСТЬ.