Анастасия Строкач
Консультация «Как устанавливать границы»
▼ Скачать + Заказать документы
Безграничное или безразличное?
Сегодня детей не принято ограничивать – ни в потреблении, ни в поведении. Да и кто будет это делать? Учителям, особенно в частных школах, ни к чему «нарываться на скандал», няне «не до того», а родители не готовы обострять отношения, да и вечно нет времени и сил. К тому же свобода возведена в своего рода культ, поэтому нам совсем не хочется выглядеть белыми воронами – скрягами, менторами, тиранами, зажимающими собственных детей.
Публикация «Консультация „Как устанавливать границы“» размещена в разделах
Но такая вседозволенность, такое «безграничное» воспитание – по сути, воспитание безразличное. Прикрываясь рассуждениями о свободе, мы на самом деле просто самоустраняемся. Детям необходимы границы, рамки, чтобы знать, что можно, а чего нельзя, и понимать, как себя вести. Если мы их не обозначим, ребенок будет нащупывать их сам, путем проб и ошибок, а это может дорого обойтись и ему, и нам. Устанавливать границы непросто, ведь придется преодолевать недовольство и сопротивление ребенка, но абсолютно необходимо.
Научить уважать границы других людей.
Пока ребенок маленький, он уверен, что мир крутится вокруг него: все о нем заботятся, все его обслуживают. По мере взросления ему придется расстаться с иллюзией, что он центр вселенной. Надо дать ему понять, что люди, которые его окружают дома и за его пределами, — это люди со своей жизнью, своими интересами, представлениями о мире. И не важно чем они занимаются, знакомы они с ребенком или нет, - он должен соблюдать правила вежливости: говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите»; здороваться и прощаться; не говорить грубых слов; благодарить за подарки. Вроде элементарно, но многие дети правилам вежливости не следуют, а их родители не обращают на это внимание. Здесь огромную роль играет поведение родителей, ведь дети все замечают и берут с нас пример.
Обозначить границы в отношениях с близкими.
Для ребенка отношения с родителями – самый первый опыт коммуникаций, на нас он отрабатывает основные навыки общения. А это значит, что при всей нашей любви, заботе, близости обязательно должны быть заданы границы, которые ребенку пересекать запрещено. Важно держать определенную дистанцию, не допускать панибратства, которое часто переходит в хамство. Детям нужны родители, которые умеют отстаивать свои границы и не позволяют другим вторгаться на свою территорию – этот навык они тоже перенимают у нас.
Учить отстаивать собственные границы.
Ребенок должен понимать, что такое «прайвеси» - где начинается территория его личности, границы которой он будет оберегать. Надо учить его защищать свое «Я», отстаивать свои интересы. Надо уметь говорить «нет» и взрослым людям. Умение сопротивляться давлению взрослых, особенно незнакомых, — это еще и вопрос безопасности. Нельзя называть чужим свой адрес, садится в их машину, соглашаться куда-то с ними пойти или проводить их. Ребенок должен знать, что можно отказаться, не объясняя причин и не вступая в диалог. Существуют памятки для детей, что делать в той или иной потенциально опасной ситуации. А родители могут помочь им усвоить эти правила, рассказывая о них и разыгрывая подобные ситуации в лицах. Защищая свое пространство, мы противостоим чужой воле. Это не так-то просто. И мы должны научить этому наших детей.