Департамент труда и социальной защиты
Как столичные семейные центры помогают справиться с подростковой депрессией
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-1597142409
Депрессия у подростков – частое явление в пубертатном возрасте (12–15 лет). Специалисты семейных центров регулярно помогают семьям, испытывающим такие проблемы. Как распознать депрессию у под-ростков и найти выход, рассказывает психолог семейного центра «Гармония» Василий Недашковский.
Как вычислить нарцисса
«Чрезмерная амбициозность считается нарциссизмом личности. Нарцис-са можно определить по агрессивному требованию признания и желанию всех вокруг плясать под его дудку. Он пытается донести, что он особен-ный, с особыми правами, которых прочие лишены», – говорит психолог.
Публикация «Как столичные семейные центры помогают справиться с подростковой депрессией» размещена в разделах
Признаки амбициозности:
1. Имеет преувеличенное самомнение, например, преувеличивает свои до-стижения и способности, ожидает всеобщего восхищения и превознесения своих достижений.
2. Подвержен фантазиям о неограниченном успехе, власти, великолепии, красоте или идеальной любви.
3. Полагает, что он уникален и может общаться лишь с себе подобными людьми, занимающими высокое положение.
4. Требует всеобщего поклонения и восторгов.
5. Наивно полагает, что все его ожидания должны оправдываться и тре-буют автоматического согласия.
6. Является эксплуататором, то есть может использовать преимущества других для достижения собственных целей.
7. Не желает замечать своих недостатков и считаться с чувствами и по-требностями других.
8. Часто бывает завистливым и полагает, что другие завидуют ему.
9. Часто бывает высокомерен и надменно обращается с другими.
Чрезмерная амбициозность – пусть к депрессии
В основе любой депрессии лежат представления: «я плохой» и «мир плохой» – агрессивный, грубый, эгоистичный. Подросток попадает в ловушку, когда оказывается под действием психологического закона «негативный образ вызывает негативное отношение». Любые негативные эмоции разрушают человека, но интенсивная агрессия на себя плохого – особенно. Ненависть же к «злому миру» порождает ответную волну агрессии. Все усугубляется обидой на всех: «мне очень плохо, а все вокруг злые».
«Специалисты считают личностную неуспешность естественным следствием чрезмерной амбициозности, так как задачи планируются на основе завышенных притязаний, а не реалистичной оценки возможностей – своих и окружающего мира. Пример: человек приходит ночью к закрытому магазину с тысячей рублей, имея желание скупить все товары магазина», – говорит психолог
Чрезмерная амбициозность – это особенность характера, имеет как наслед-ственные корни от биологических родителей, так и вследствие влияния со-циальной среды. В данном случае это воспитание по типу «семейного ку-мира» или культивирование «супергероев» в обществе.
Помощь рядом
Если у вас возникли трудности в выстраивании гармоничных взаимоот-ношений с вашим ребенком, обращайтесь в семейные центры Москвы. Ко-манды наших специалистов по социальной работе, психологов и медиаторов окажут поддержку вам и вашему ребенку, помогут найти выходы из трудной ситуации. С помощью интерактивной карты вы сможете найти свой семейный центр и информацию о нем.
Что могут сделать родители:
Отреагирование
Одним из его вариантов может быть «дневник состояний», в котором под-росток описывает свои телесные ощущения, эмоции, желания мысли. Важ-но выявить наиболее сильно выраженные негативные эмоции, так как именно они – основа разрушительных факторов.
«Другой вариант: если ребенку совсем плохо и ему структурированно ра-ботать тяжело, тогда пусть пишет хаотично – все, что приходит в го-лову. Но важно увидеть связь депрессивных мыслей и негативных эмо-ций», – считает психолог.
Страхи оказаться «у разбитого корыта»
Очень важно избавиться от страха нереализации своих мечтаний. Не сле-дует бояться быть неуспешным в амбициозных мечтах. Гораздо важнее научиться строить реалистичные планы, что будет способствовать успеху. Желательно отпустить контроль над фантазиями и написать все, что при-ходит в голову. Подробное описание негативных последствий в будущем позволит обнаружить нереалистичность многих опасений.
Обесценивание
Это основной механизм управления интенсивностью негативных эмоций, то есть депрессией. Обесценивая тему, мы снижаем интенсивность состоя-ний. Не нужно обесценивать до нуля, так как тогда мы «убиваем» мотива-цию на активность по данной теме, а она может быть действительно важ-ной. Достаточно вывести ее из зоны сверхценности, чтобы меньше пережи-вать по ее поводу.
Отодвинуть в будущее цель «я хороший»
Это хорошая перспектива, и ее надо ценить, но в настоящее время ребенку необходимо смириться со своим несовершенством. «Советую отказаться от социальной гонки, прекратить соревноваться с другими людьми в чем-либо. Путь развития каждого человека очень индивидуален. Поэтому наша задача – не опередить других и не быть лучше других в чем-либо, а усваивать ежеминутные жизненные уроки, которые приносит нам наша жизнь. Анализ причин проблемной ситуации и вопрос «чему учит меня данная ситуация?» – естественный путь развития», – говорит Недашковский.
Отношение к «плохому миру».
Важно помнить, что причина нашего страдания и счастья находится внут-ри нас. Имея свободу выбора, мы имеем возможность быть независимыми от внешнего мира в своих эмоциональных состояниях. Наши состояния определяются собственными ценностями и представлениями. А «плохой мир» нужно простить и посочувствовать ему. Необходимо объяснить ре-бенку, что позитивное отношение других людей к нему создается его пози-тивными представлениями об этих людях. Следует думать о других людях хорошо, игнорировать мысли об их «плохости».
О роли Исследователя жизни
Необходимо помочь ребенку стать Исследователем своего оптималь-ного жизненного пути, что позволит ему сотрудничать с окружающим ми-ром. Исполнитель же жестко идет только по уже начертанному плану, вступая в войну с другими людьми. Нужно научиться уважать препят-ствия. Позиция: «мои желание, мечты и планы – это все добро, а препят-ствия на пути их достижения – зло» – ошибочная. Необходимо дать ре-альности приоритет по отношению к нашим планам.
«Собственные амбиции, социальная среда требуют от подростка «быть крутым», желательно во всем. Тренинги уверенности в себе пыта-ются поднять самооценку, убедить подростка, что путь удовлетворения чрезмерных амбиций верный. Но правда состоит в том, что успешность зависит от соответствия желаний и целей возможностям на данный момент», – считает специалист.