Папки-передвижки

Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Упражнения и игры

Ирина Пичугина
Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Упражнения и игры
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители! Больше разговаривайте с ребенком, побуждайте использовать слова, предложения, обеспечьте информативную и доступную по возрасту предметно-игровую среду.

Речевые приемы и упражнения :

Упражнение «Массаж мозга». Ребенок каждый день за час или полчаса до завтрака 5 минут активно полощет рот кипяченой водой комнатной температуры. Взрослый при этом приговаривает: «Просыпаются щеки, просыпаются губы, просыпается язык! Просыпайся, ум! Пробуждайся, речь!»

Публикация «Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР, Упражнения и игры» размещена в разделах

Разговор с собой. Когда ребенок находится недалеко, начинайте говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорите медленно, отчетливо, короткими, простыми предложениями, которые доступны восприятию ребенка. Но не растягивайте слова.

Пример приема «Разговор с собой». Вот стол. Ставлю тарелку. Кладу ложку. Наливаю суп. Будем кушать. Где чашка? Вижу чашку. В чашке чай. Вкусный!

Параллельный разговор. В отличие от предыдущего приема вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Вы как бы подсказываете ребенку такие слова, которые выражают его опыт и которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание. Прием помогает освоить ситуативную речь. Не спешите понимать, временно станьте «глухим».

Пример приема «Провокация». Ребенок, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас. Дайте ему не ту игрушку, даже если поняли, чего он хочет. Конечно, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом назвать нужный предмет. При затруднениях подскажите: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?». Ребенок охотно активизирует речевые возможности, так как чувствует себя сообразительнее взрослого.

Распространение. Дополняйте все сказанное ребенком, но не принуждайте повторять. Достаточно того, что он вас слышит. Отвечайте распространенными предложениями. Используйте богатую лексику. Постепенно ребенок начнет называть слова правильно, заканчивать мысль, овладеет контекстной речью.

Пример приема «Распространение». Ребенок говорит: «Бибика», взрослый: «Машина, грузовая. Она возит тяжелые грузы. Давай положим в кузов кубики и отвезем на стройку».

Приговоры. Сопровождайте действия ребенка словами, игровыми песенками, потешками, приговорами. Прикасайтесь к нему, поглаживайте. Это доставляет детям радость и способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания, постепенно проникать в их смысл.

Совет: Во время игр нужно придерживаться двух принципов, выдвигать посильные требования и усложнять их постепенно.

Игры с предметами. Простые предметы лучше всего помогают развитию не говорящих детей. На эмоциональном подъеме прорываются первые звуки, слоги, слова.

Коробка из-под конфет. Разрежьте коробку на ячейки. Теперь это Фонарики, а ребенок – Волшебник, который может легко превратить фонарики из прозрачных в цветные. У ребенка восторг, удивление, радость, которые он пытается вербализовать.

Игры с природным материалом. На речевую и познавательную активность ребенка влияют разнообразие и доступность объектов, которые он может исследовать: смотреть, пробовать на вкус и др. Это песок, глина, дерево, бумага.

Песок. Песок помогает стимулировать ладонь. Говорите: «Давай поздороваемся с песочком подушечками пальчиков, кулачками, ребрышками, тыльной стороной ладошки, костяшками». Создавайте игровые ситуации, которые интересны ребенку. Они помогают стимулировать речь, так как ребенок занят делом, знакомится с материалом, изучает свойства, эмоционально реагирует.

Вода. Нет ни одного ребенка, который бы остался равнодушным к воде. Поиграйте с ним: это тонет, это нет, переливайте воду с помощью разных воронок, создавайте пену, можно на свежем воздухе. На вопрос: «Еще будем делать пену?» даже самые молчаливые пытаются сказать «Да!». Есть игра «Кораблик и море». Возьмите тазик с водой и кораблик: «Подуй на кораблик», «Перевези груз».

Выполнение поручений. Просите ребенка: показать вам, прочитанную книгу. Покажи посадки на клумбе или поделки, расскажи по порядку, как их делали. Поручайте активные роли в играх про увиденное в жизни: «Детский сад», «Школа», «День рождения» и др.

Игра-имитация. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что…», например: «Представь, что мы самолетики. Сейчас мы облетим всю комнату».

Игра в телефон. Ребенок использует игрушечный аппарат, звонит маме, папе, бабушке, сказочным персонажам.

Повторение за взрослым. Покажите, как использовать наборы мелких игрушек в инсценировках потешек, коротких сказок, стихов, при играх с песком. Через показ готовьте базу для игры. Подключайте действие, помогайте.

Музыкальные игры. Музыкальные игры очень помогают речевому развитию ребенка. Дети с удовольствием подпевают, любят шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Нет ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком, возможно, искажать некоторые слова. Это тоже не должно вас пугать. Пойте песню с ребенком, но пойте правильно. Поддерживайте, когда ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, когда он придумывает собственные песни и мелодии.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ»Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Упражнения и игры
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 15:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как стимулировать речевую активность у детей с ЗРР. Упражнения и игры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пичугина (УИ 1043160) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД