НАДЕЖДА НОВОСЁЛОВА
Отношения воспитателя с детьми в группе «Как стать для детей другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Как стать для детей другом
об отношениях воспитателя с детьми в группе
Ребенок ходит в детский сад, он проводит каждый день в группе 15-25 сверстников в течение целого дня, а это большая нагрузка на нервную систему и детей и педагога. Именно от воспитателя зависит какой будет обстановка в группе, эмоциональное благополучие каждого ребенка и межличностные отношения детей. Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога, является позиция, которую он занимает по отношению к детям. Представим несколько типов такой позиции. Проиллюстрировать их нам помогут хорошо знакомые образы.
Темочки:
"Карабас-Барабас"
Такой педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому. Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя, направляется на выплеск накопившейся энергии, они не обращают внимание на воздействие взрослого пока не устанут. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет.
В случае необходимости (например, открытое занятие) дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий, как впечатление сразу изменится. Самое печальное последствие такого воспитания - это выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Ведь уже в дошкольном возрасте ребенок способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть добиться одобрения.
"Мальвина"
Такой воспитатель четко знает, что правильно, что нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по четко заданному самому себе стереотипу. В выработке автоматических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход "Мальвины" оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное.
В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.
"Спящая красавица"
Она безразлична к детям, они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельность никак не регулируются. Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными.
"Снежная королева"
Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, безынициативность, холодность по отношению друг к другу.
"Наседка"
Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без неусыпного контроля. Но такая опека и тщательное сопровождение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности.
"Мери Попинс"
Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной.
Мечта любого ребенка и любого родителя - это Мери Попинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.
Попробуйте принять к сведению и применять в общении с детьми несколько простых правил, и наверняка детская любовь и привязанность станут наградой за этот труд.
Правило № 1
Помогайте детям только тогда, когда они Вас просят, даже, если считаете, что ребенок может и должен сделать это сам.
Правило № 2
Создавайте в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяйте с детьми эти минуты радости и полноты жизни.
Правило № 3
Доверяйте способностям детей, не требуйте единообразия, вселяйте в ребенка уверенность в своих силах, поддерживайте любые попытки сделать что-либо полезное.
Правило № 4
Найдите с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения, но у всех детей следите за порядком и справедливостью в отношениях, за равным соблюдением общих норм и правил жизни группы.
Хочется посоветовать для создания благоприятной атмосферы в группе придерживаться некоторых традиций. Например, отмечать дни рождения с единым сценарием для каждого именинника. Он может включать особые элементы костюма - плащ или корону именинника, красивый столовый прибор, которым пользуется именинник в течение дня.
Хорошей традицией в жизни группы может стать круг воспоминаний. Когда все дети мысленно обращаются к прошедшему за день и можно отметить все хорошее, чем отличился каждый ребенок.
И, наконец, игры за общим столом, когда каждому ребенку предлагается делать то, что он хочет и как хочет, но при этом дети находятся рядом, могут помогать и советовать друг другу.
Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть и многому научиться! Желаем удачи!