Департамент труда и социальной защиты
Как создать игровое общение с детьми: советы для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Если задаться вопросом, что важнее: общение или игра, – однозначного ответа нет. И то, и другое – отдельные виды деятельности, базовые потребности для человека любого возраста. При этом общение и игра накрепко связаны: ни одна игра не проходит без общения и наоборот. О том, как игра помогает общаться с нашими детьми и становится палочкой-выручалочкой в любой ситуации, рассказывает Елена Васильева, психолог из семейного центра «Коптево».
Креатив в воспитании детей
Публикация «Как создать игровое общение с детьми: советы для родителей» размещена в разделах
«Вспомните диалог Зайца и Ежика в сказке с одноименным названием. Обычная палочка превращалась в через-всё-скакалочку, из-беды-вытягалочку и наверх-поднималочку. При анализе этой истории можно заметить: в игровом общении палочка дает возможность увидеть новый смысл в повседневном, усвоить и получить новые знания. Еще – овладеть новыми навыками и умениями, искать, придумывать, воображать предметы, принимать и примерять разные роли, формировать правила, создавать игровое пространство», – рассказывает психолог.
Попробуйте понаблюдать, какие мысли приходят на вопросы:
• Считаете ли вы, что игры – приятное, но не самое необходимое и важное для вашего ребенка времяпрепровождение?
• Когда у вас есть свободное время и выбор, то вместо того, чтобы поиграть с ребенком, вы предпочтете позаниматься математикой или другим школьным предметом?
Анализируем: если вы получили два положительных ответа, тогда выполните совместно всей семьей два развивающих упражнения из приемов креативного воспитания. Эти игры подходят даже для семейного праздника.
Игра «Повышаем настроение». Обсудите с участниками игры, что каждый из них делает для улучшения настроения, что можно еще сделать. Придумайте как можно больше таких способов. Например, для повышения настроения можно улыбнуться себе в зеркало, вспомнить смешную историю или анекдот, скорчить рожицу и рассмеяться, вспомнить что-то хорошее, нарисовать картинку, включить музыку, начать танцевать.
Запишите все идеи на отдельных листочках и в качестве практического задания разыграйте как фанты. Протестируйте работоспособность идей в течение 21 дня и затем обсудите результаты.
Игра «Вместе сочиняем сказку». Ниже приводим конструктор-подсказку для создания рассказа. В него можно включать разные элементы (но не обязательно все сразу, некоторые можно опустить). При желании не просто расскажите, но и зарисуйте основные повороты сюжета, словно это кадры кино или мультфильма. Отправная точка: «жили-были». Финальная точка: «счастливый конец».
Какие элементы должны быть в сказке:
• Сказочное начало со слов: «давным-давно».
• С героем что-то случается, возникают особые обстоятельства: «наступила засуха», «печальный случай».
• Наказ, правило: например, «не пей водицы».
• Нарушение запрета и появление нового лица – вредителя.
• Герой уходит из дома – по своей или чужой воле.
• Появляется друг-помощник: например, Кот в сапогах.
• Волшебный предмет – способ достижения цели: например, ковер-самолет, меч.
• Враг начинает действовать: например, колдунья отравляет яблоко.
• Победа: например, разрушение злых чар, в состязаниях.
• Преследование, погоня за главными героями: например, гуси- лебеди.
• Герой спасается от преследования: например, прячется в печку, волшебные средства.
• Новый персонаж – волшебник, гном, даритель. От него герой получает задание, испытание и его выдерживает.
• Герой получает волшебное средство, и возникает новый персонаж.
• Герой вступает в битву или состязание с врагом, который повержен.
• Герой получает метку, предмет, кольцо.
• Герою дают сложное задание (например, достать перстень со дна моря, и он его исполняет.
• Герой получает новый облик: например, погружение в кипящее молоко.
• Герой возвращается домой, но его не узнают дома.
• Появляется ложный герой: например, выдает себя за героя или присваивает его заслуги.
• Разоблачение лжегероя и узнавание истинного героя.
• Счастливый конец: например, пир на весь мир, свадьба.
• Мораль, вывод из истории, например: «важна не палка, а умная голова да доброе сердце!».
Как придумать сказку
Попробуйте двигаться по пунктам конструктора: раскройте свой творческий потенциал, прочитайте сказку по ролям, попробуйте играть разные роли, общайтесь.
Понаблюдайте, как в процессе и после рассказа меняется ваше настроение. Если вы ощущаете легкость, прилив сил – значит, сказка удалась.
Чтобы получить от ребенка обратную связь после прочтения сказки, можно у него спросить:
• Что ты ощутил, было ли интересно, какие впечатления, какие возникли эмоции?
• Какому герою ты симпатизируешь, какие черты характера героев вызвали восхищение, какие – раздражение?
Всегда сохраняем спокойствие
«Описанные игры – примеры добровольного приобретения навыков. На практике мы все по-разному приобретаем творческие навыки и умение общаться. Одним нравится учиться, интересно все новое. Другие ленятся даже пост в соцсетях прочитать. Кому-то учителя и наставники терпеливо объясняют, хвалят, в случае неудачи ободряют теплым словом. Кого-то заставляют добиваться результата любой ценой», – говорит психолог.
Если родители с криком заставляют ребенка читать – это принцип получения навыков через минус, с его продавливанием. Результаты какие-то есть, но нередко родитель замечает, что он только повторяет: «наведи порядок в комнате, займись делом, почитай книгу». Родитель заставляет – ребенок избегает, саботирует или прячется. Чтобы такого не было, родители не должны быть источником постоянного напряжения.
Приглашаем в родительский клуб
Москвичей с детьми приглашаем в клуб «Родительские университеты» в семейный центр «Коптево» по адресу: проезд Черепановых, 44. Телефон для связи 8 (499) 153-45-01.
Подключайте к занятиям, мастер-классам детей в онлайн- и / или офлайн-формате. В занятие для детей часто входит: коррекция и развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, коррекция нарушений письма, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, самомассаж. В обстановке игрового общения звукопроизношение становится четким и естественным, тренируется мелкая моторика, нормализуется тонус мышц, снижается нервное напряжение, улучшается психоэмоциональное состояние. Участники занятий получают опыт позитивного мышления, психологи прорабатывают с детьми и родителями коммуникативные способности и требуемые навыки.