Папки-передвижки

Как школьнику выбрать будущую профессию: рекомендации от социального педагога

Департамент труда и социальной защиты
Как школьнику выбрать будущую профессию: рекомендации от социального педагога
▼ Скачать + Заказать документы

2243370-11

Как определиться с будущей профессией и куда пойти учиться после школы? Эта задача рано или поздно встает перед всеми старшеклассниками. Как найти себя, как непредвзято оценить свои возможности и умения, как правильно поставить цель в отношении своего дальнейшего образования и выбрать дело всей жизни, принесет ли этот выбор удовлетворение в будущем? Можно ли избежать ошибок при выборе будущей профессии и вуза? Ответы на эти и многие другие вопросы помогла найти Виктория Полукарова, социальный педагог из Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых.

Проверенная тактика

Публикация «Как школьнику выбрать будущую профессию: рекомендации от социального педагога» размещена в разделах

В первую очередь необходимо выбрать специальность, а уже после этого – учебное заведение. Подобная тактика доказала свою эффективность в профориентационной работе. При построении профессионального маршрута, прежде чем рассматривать учебные заведения, школьнику необходимо выбрать интересующую его область знаний, направление дальнейшего обучения.

От выбора профессии зависит очень многое – дальнейшее развитие личности, состоятельность, социальный статус и, в общем, удовлетворенность жизнью. Поэтому выбор будущей профессии – очень важная задача.

«При выборе будущего рода деятельности неуместна спешка. Важно внимательно оценить свои особенности, личные качества, способности и устремления. Не стоит полагаться лишь на престиж профессии и ожидания большого заработка. Профессиональная самореализация возможна только в той сфере, которая вызывает интерес. А это значит, что в этом вопросе необходимо принять осознанное и, главное, самостоятельное решение», – рассказывает Виктория Полукарова.

Три шага к будущей профессии

Определиться с будущей профессией школьнику поможет профориентация. Это целый комплекс мероприятий, которые нацелены на выбор и профессиональное самоопределение. Традиционно профориентация проходит в три шага:

• В первую очередь ребенку необходимо разобраться в своих желаниях, интересах, и склонностях. А также адекватно оценить состояние здоровья, свои способности, уровень знаний, характер, темперамент и другие личные особенности. Узнать себя лучше помогут тесты на профориентацию, которые можно пройти и самостоятельно, но лучше всего на консультации у психолога (профориентолога).

«Не помешает проанализировать свои сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные качества характера. Потом представить, чем бы вы хотели заниматься каждый день, представить работу своей мечты. Следующий шаг – ознакомиться с профессиями, которые соответствуют интересам и способностям. Затем предварительно наметить группу подходящих профессий и, что очень важно и необходимо, сопоставить свои личные качества и возможности с теми требованиями, которые выдвигают эти профессии», – рекомендует социальный педагог.

• Второй шаг – это получение информации о профессиях и необходимом образовании. Здесь необходимо досконально изучить каждую профессию из предварительно составленного списка. Выяснить, чем конкретно занимаются специалисты той или иной области. Найти подробную информацию о профильном образовании. С этой целью можно посетить ярмарки и выставки образовательной тематики, а также лично познакомиться с вузами на общедоступных Днях открытых дверей.

• Третий шаг – самый ответственный – примерить профессию на себя. Для того чтобы окончательно сформировать свое отношение к той или иной профессии, рекомендуется попробовать ее на практике.

«Конечно, для школьника очень сложно устроиться на работу и даже на стажировку в фирму, где он мог бы работать после получения высшего образования. Но все же некоторые варианты опробовать профессию найти можно: это профильные смены в лагере, экскурсии в выбранные компании или на производство, профобучение (возможно при сотрудничестве школы с профессиональными колледжами). Также очень важно по возможности лично пообщаться с представителями выбранной профессии», – объясняет Виктория Полукарова.

Самые частые ошибки при выборе профессии

• Несерьезный подход: выбор профессии за компанию, выбор вуза, в который легче пройти из-за недобора, университет рядом с домом и т. д.

• Престижность и внешняя привлекательность профессии: многие хотят быть юристами или блистать на сцене, но не все понимают, сколько усилий нужно приложить, чтобы действительно добиться успеха.

• Влияние авторитетов и перенос отношения к человеку на саму профессию: подражание кумирам в вопросах выбора профессии может привести к разочарованию и самонереализованности.

• Недостаточное знание самого себя и недостаточное знание мира профессий.

«Отдельным пунктом хочется выделить давление родителей. Довольно часто родители, вопреки очевидным способностям своих детей, дают им советы в выборе профессии исходя из принадлежности к определенной профессиональной династии, соображений престижа, возможности высокого заработка или же своих собственных неосуществленных идей. Мнение родителей, несомненно, важно и выслушать его стоит, но прежде чем принять решение, нужно здраво оценить ситуацию и взвесить все «за» и «против». Если ребенок сомневается, нужно выслушать других авторитетных для него людей (учителя или психолога)», – рекомендует социальный педагог.

Как помочь ребенку определиться с профессией: советы родителям

Чаще разговаривайте с подростком. Старайтесь понять предпосылки его интересов. Способствуйте расширению знаний ребенка как о мире профессий, так и самом себе.

«Не настаивайте на поступлении в конкретный вуз. Вместе с ребенком рассмотрите разные варианты. Дайте ему шанс практически применить знания и умения, которыми он обладает (пройти практику, поработать во время каникул и т. д.). Не лишайте подростка возможности принять свое собственное решение. И даже если что-то получится не сразу, это будет его самостоятельный путь, основанный на собственном опыте, и ваш ребенок никогда не обвинит вас в своих неудачах», – говорит Виктория Полукарова.

Как профориентация проходит в Школе-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых

Профориентация школьников проводится через урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Для детей проходят специальные экскурсии, профориентационные встречи, конкурсы, викторины. Ребятам начальной школы на уроках труда рассказывают о бережном и добросовестном отношении к труду, для детей средней школы проходят специальные профориентационные занятия и игры, направленные на развитие мотивации к выбору профессии, моделирование ситуаций, связанных с профессиональным выбором.

У старшеклассников идет уже более конкретная профориентация. Выпускникам рассказывают о возможностях обучения разным профессиям, про вузы и дни открытых дверей. Кроме того, для подростков проводятся различные профориентационные мероприятия в школе с приглашением специалистов из вузов и профорганизаций. Несмотря на то, что некоторые профессии для незрячих людей недоступны по объективным причинам, ученики школы успешно реализуют себя в самых разных сферах.

«На индивидуальных профконсультациях учитываются личные особенности обучающихся, в том числе учебные достижения. Обсуждаются вопросы о выборе предметов для сдачи экзаменов, о выборе места дальнейшего обучения, простраивается профессиональная траектория развития конкретного ученика. Кроме того, наши выпускники могут пройти профобучение. В сотрудничестве с технологическим колледжем № 34 и киноколледжем № 40 реализуются образовательные программы профессиональной подготовки в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» по профессиям «Рекламный агент – радиоведущий», «Оператор ЭВМ», «Оператор звукозаписи», – рассказывает Виктория Полукарова.

Старшеклассники с нарушением зрения проходят программу по введению в профессию массажиста в рамках дополнительного образования, что позволяет им впоследствии поступить в медицинский колледж № 6 (направление «Медицинский массаж»). Также выпускники поступают на различные гуманитарные специальности в РГСУ (колледж и сам университет, в котором функционирует Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, оказывающий содействие в адаптации и обучении студентов.

В МГППУ создана доступная образовательная среда, учитывающая особенности передвижения студентов с двигательными нарушениями и ориентировки студентов с сенсорными нарушениями. В частности, на факультете информационных технологий созданы специальные условия для обучения студентов с нарушением зрения. Этот факультет пользуется большой популярностью среди учеников ШОР № 1.

«Путь самореализации очень непрост. А выбор профессии на этом пути играет очень важную роль. К сожалению, делать этот важный выбор зачастую приходится школьникам, которые в силу отсутствия опыта не способны в полной мере оценить специфику той или иной профессии. Полностью оградить ребенка от ошибок невозможно. Но если он будет двигаться вперед, развиваться, стремиться к своей мечте, какую бы профессию он ни выбрал, он найдет себя и будет счастлив», – уверена социальный педагог.

Публикации по теме:

Рекомендации к созданию персонального сайта педагогаРекомендации к созданию персонального сайта педагога Добрый день, уважаемые коллеги. В январе 2018 года в МБДОУ детском саду № 25 «Ягодка», где я работаю, состоялся семинар, в форме «Методической.

Фотоотчет «Я профессию выбираю»Фотоотчет «Я профессию выбираю» В сентябре ребята нашей группы и их родители поехали в Кидбург - город профессий. Конечно дети были в восторге и примерили на себе множество.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?»Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?» Что такое Новый год - прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! А как выяснить.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей "Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?" Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.

Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать ребёнку» «Какой вид спорта выбрать ребёнку?" Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и сильным, поэтому решено, что надо заниматься.

Консультация для родителей «Какую собаку выбрать для ребёнка»Консультация для родителей «Какую собаку выбрать для ребёнка» Уважаемые коллеги! Часто перед родителями возникает вопрос какую породу собак выбрать для ребёнка. Как узнать заранее какая собака будет.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома»Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома» Трудно представить себе праздник Новый год без зелёной пушистой красавицы-ёлки. Конечно, хорошо, когда она настоящая, большая, пахнет.

Советы родителям «Как выбрать безопасные игрушки своим детям»Советы родителям «Как выбрать безопасные игрушки своим детям» Материал может быть полезен воспитателям, родителям и для людей, которые, идя в гости, где есть маленькие дети, захотят купить для них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как школьнику выбрать будущую профессию: рекомендации от социального педагога
Опубликовано: 19 января 2021 в 16:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как школьнику выбрать будущую профессию: рекомендации от социального педагога» (включая файлы) размещена пользователем Департамент труда и социальной защиты в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД