Елена Плетнева
Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться
▼ Скачать + Заказать документы
-1-
План беседы.
1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учебы ребенка.
2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьниками.
3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.
Помощь родителей детям в организации учебного труда идет в трех направлениях.
Родители организуют режим дня для школьников, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности.
Публикация «Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться» размещена в разделах
Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У многих школьников в нашей школе – интернате слабое здоровье, которое является причиной слабой успеваемости.
При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителями важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – ее посылают погулять с младшим братом.
В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому,
-2-
ребенку приходится преодолевать естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.
Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит : «Не пойду я никуда. Всегда, как только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе здесь положила деньги». Или сыну: «Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол».
Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить начатое дело до конца.
Все эти факторы важно учитывать родителям детей младшего дошкольного возраста, в котором начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.
При выполнении работы, которая требует зрительного напряжения необходимо соблюдать зрительный режим предусмотренный школьным врачом – офтальмологом. Зрительную гимнастику необходимо выполнять через 10 – 15 минут, чтобы снять глазное напряжение.
Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Таким образом, родители должны понять, что их главная задача – помощь ребенку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребенок будет хорошо работать на уроке.
Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем
-3-
просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибка или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.
Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными заданиями. У таких родителей ребенок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает два столбика примеров, родители заставляют ребенка выполнить четыре – лучше будет знать! Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Если родители дают дополнительное задание своему ребенку, то количество и содержание их должно быть обязательно согласовано с учителем.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Учитель должен разъяснить родителям, сколько времени уходит на приготовление уроков в среднем и какие отклонения от этого времени допустимы для некоторых детей с учетом их индивидуальных особенностей и темпов развития. Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребенок напишет, например, строчку, а затем отвлечется и начнет рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернется к письму, вновь отвлечется – начнет чинить карандаш и т. д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребенка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определенное
-4-
время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои задания по времени.
Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая, в его голову урок. Раздражаясь. Они начинают кричать на сына (или дочь, называя его тупицей. В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении.
Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.