Ермакова Нина
Консультация «Как реагировать на ошибки своего ребёнка»
Добрый день, уважаемые родители и гости нашего сайта!
Прошёл месяц с момента когда многие из вас столкнулись с необходимостью не только круглосуточно находиться на одном пространстве со своими детьми, но и с необходимостью организации образовательной деятельности своего чада в стенах родного дома.
Когда речь идёт о младших дошкольниках, то всё ещё достаточно просто и родители с успехом справляются с возложенными функциями.
Другое дело- старшие дошкольники и ученики начальной школы.
Публикация «Консультация „Как реагировать на ошибки своего ребёнка“» размещена в разделах
Для многих из вас дистанционное образование стало лупой, которая показала огрехи школьного образования и ошибки своего собственного подхода к обучению ребёнка. Кто-то ждёт когда же школа вновь заработает в привычном режиме, кто-то вынашивает мысли о полном переходе на новую форму обучения. Все мы разные и каждому- своё. Как бы там ни было в этот период мне хочется поддержать родителей, которые вдруг оказались в непривычной роли "учителя" и "воспитателя". Тут таится определённая опасность.
Учить своего собственного ребёнка, совсем не то же самое что заниматься с чужими детьми. Большинство из нас были приучены неправильно реагировать на свои ошибки. И мы этим неправильным знанием "отлично" пользуемся, отчего страдают не только наши отношения с детьми, но и с супругами, бабушками и дедушками. А дело в нашей реакции на эти самые ошибки.
Когда мы занимаемся образованием своего ребёнка в роли учителя, мы не держим дистанцию, и воспринимаем его ошибки как свои собственные, с особой критичностью. Потому что всем родителям важны их дети. Когда мы бываем недовольны их поведением, реакция зачастую может быть. (тут подставьте свой вариант). Если бы тот же самый поступок совершил чужой ребёнок, мы бы так не реагировали. Почему? Как раз потому что свой ребёнок имеет для родителя особое
значение. У нас, мам и пап, сразу же возникает мысль "Я- плохая мать (отец)" и мы немедленно хотим это исправить. Если даже эта мысль посетила не сразу, то при анализе ситуации и внимательном разборе мыслей, мы все равно придём к данному выводу.
Тут мне хочется поделиться с вами своей недавней находкой, это серия книг "Математика вприпрыжку" Евгении Кац, где она даёт очень много полезных советов для родителей и педагогов. Поражает насколько точно она описывает ситуации с ошибками. В своей книге Женя Кац в ненавязчивой манере подсказывает нам как оказаться на месте ребёнка чтобы лучше понять его чувства, и понять, какого это, когда тебя ругают за ошибки.
Посмотрите что пишет автор :
"Вспомните какой- нибудь сложный навык, который вы освоили, например вождение машины. Поначалу любая мелочь сбивала нас и отвлекала, необходимость на ходу включать поворотники требовала максимального сосредоточения, не говоря уже о левых поворотах и парковке. Было ли вам легче если при этом вам ещё и сигналили окружающие? Со временем, однако, ваши навыки закрепились и вы стали ездить спокойнее".
А ведь и в самом деле.
Если у вас есть водительское удостоверение, то наверняка, в вашем сознании всплывёт случай, когда вам сигналили другие водители.
И что, это мгновенно придавало уверенности Вам?
Вы сразу же вспоминали алгоритм действий и быстро реагировали?
Вам хотелось чтобы к вашей машине заглохшей посередине перекрёстка, а ещё лучше при подъёме "в горку " подъехало как можно больше машин и как можно громче сигналили?
Попробуйте закрыть глаза, представить эту ситуацию и прочувствовать эмоции, накатывающиеся на вас. Как вы относитесь к тем людям которые сигналят вам? Вам хочется с ними поговорить по душам, улыбаться им? Так же чувствует себя и ребёнок!
Первый шаг уже позади: вы осознали ситуацию, поняли что чувствует ваш ребёнок когда на него кричат из-за ошибок (или того хуже- наказывают физически)
Что же предлагает Женя Кац?
"Детям которые учатся, не менее сложно. А чтобы и вам было легче, представьте что у ребёнка есть предупреждающий знак "За рулём ученик", и не дёргайте их зря".
Обязательно учитывайте тот факт, что медленные дети, которых начинают дёргать работают ещё медленнее, а невнимательные от навязчивых призывов сосредоточиться чаще всего ещё больше отвлекаются и напрягаются, теряют мысль и впадают в панику.
Попробуйте на видное место повесить себе вот такого милого персонажа. Он будет вовремя напоминать о необходимости соблюдении личных границ вашего ребёнка и поможет затормозить деструктивные реакции.
Помогите вашему ребёнку поверить в свои силы. И сами тоже расслабьтесь: все дети рано или поздно научатся читать, писать, считать, решать задачи, делать проекты - каждый всё в своём темпе. А вы можете им помочь на этом сложном пути. Помните, что ошибки- это помощники. Если ребёнок после выполнения задания сам "поймал" свою ошибку, с высокой степенью вероятности он больше её не допустит.