Сажина Наталья Викторовна
Консультация «Как рассчитать срок подготовки каждого воспитателя к профстандарту»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое профстандарт и для чего он нужен
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в т. ч. для выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Применять профстандарт – значит использовать его положения в организации деятельности ДОО, чтобы определить:
Темочки:
соответствие квалификации педагога вакантной должности при приеме его на работу;
соответствие занимаемой должности при аттестации;
вид обучения при направлении на дополнительное профессиональное образование;
трудовые действия и требования к знаниям, умениям педагогов при разработке должностных инструкций;
наименования должностей при разработке штатного расписания.
Таким образом, профстандарт нужен, чтобы определить квалификацию педагога, его обязанности по соответствующей должности и решить другие управленческие задачи.
Когда и на какое обучение отправить воспитателя,
если он не соответствует профстандарту
При внедрении профстандарта следует учитывать время, которое необходимо, чтобы привести квалификацию воспитателей к его требованиям. Например, если воспитателям нужна переподготовка, не вводите профстандарт, пока все педагоги ее не пройдут.
Профстандарт предъявляет требования к образованию воспитателя. Он должен иметь:
высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;
любое высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
На схеме показано, какое обучение предложить пройти воспитателю, если он не имеет необходимого образования. От даты применения профстандарта в вашей ДОО зависит срок начала обучения воспитателя.
Государственные и муниципальные детские сады вводят профстандарт поэтапно (крайний срок –
1 января 2020 года). Чтобы уложиться в срок, вычтите из даты, с которой в детском саду применяется профстандарт, срок освоения программы, например ДПО. Тогда к моменту внедрения профстандарта педагог получит необходимый документ.
Например, срок освоения программы ДПО – 250 ч, в среднем обучение займет около 3 месяцев. Если в вашем детском саду профстандарт вводится с 1 ноября 2019 года, значит воспитатель должен приступить к обучению по программе ДПО не позднее 1 сентября 2019 года.
Как использовать электронный сервис
1. Укажите дату, с которой вы применяете профстандарт в детском саду.
2. Укажите образование воспитателя.
3. Если воспитатель не соответствует профстандарту, выберите «Да» напротив строки «Рассчитать срок обучения работника».
4. Заполните ячейки, которые предложит сервис, и нажмите кнопку «Рассчитать».
5. Чтобы рассчитать срок обучения другого воспитателя, нажмите «Очистить форму»
Используйте электроннный сервис, чтобы рассчитать срок
подготовки воспитателя к профстандарту
https://artdocs.glavbukh.ru/stvospitatel/2017/n12/prfst/index.html
Какие требования к компетенциям воспитателя
предъявляет профстандарт
Руководители ДОО применяют профстандарт, когда:
• формируют кадровую политику;
• управляют персоналом;
• организуют обучение и аттестацию работников;
• заключают трудовые договоры;
• разрабатывают должностные инструкции и устанавливают систему оплаты труда
Воспитатель должен знать специфику дошкольного образования и особенности работы с детьми раннего и дошкольного возраста, основные психологические подходы и современные тенденции развития дошкольного образования. Чтобы организовать работу с детьми на должном уровне, воспитатель должен знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, особенности становления и развития детских деятельностей и основы теории физического, познавательного и личностного развития детей.
Кроме того, профстандарт предусматривает умения, необходимые для выполнения должностных обязанностей. Воспитатель должен уметь организовывать разные виды деятельности, которые осуществляются в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, игру (ролевую, режиссерскую, с правилом, продуктивную, конструирование. Воспитатель должен создавать возможности для развития свободной игры детей.
Необходимые умения воспитателя – применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой, методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, которые позволят ему оценить результаты освоения детьми образовательной программы.
Чтобы планировать, реализовывать и оценивать работу с детьми и родителями, воспитатель должен владеть ИКТ-компетентностями. Кроме того, чтобы уметь выстраивать партнерское взаимодействие с родителями и совместно решать образовательные задачи, воспитатель должен использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Все эти навыки и умения воспитатель осваивает в ходе специального обучения. Когда направляете своих педагогов повысить квалификацию, проверяйте, чтобы программы учитывали профстандарт.