Татьяна Лукичева
Консультация «Как работать с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — это развитие его ума, формирование мыслительных способностей, которые позволят ему легко освоить новое. Каждый дошкольник — это маленький исследователь, который с большой радостью и удивлением открывает для себя мир. В системе дошкольного образования математика занимает большое место.
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, а также развивает внимание, воображение, память, речь. Любая математическая задача на смекалку (для какого бы возраста она не предназначалась) несет в себе определенную умственную нагрузку и зачастую замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача — найти путь решения и реализовать посредством игры в игровых действиях с детьми.
Публикация «Консультация „Как работать с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
Математика — это система игр, которая позволяет и облегчает нашим детям понимать самые сложные взаимосвязи в повседневной жизни. Она служит очень важной основой для вступления маленьких дошкольников в мир чисел и обучения, решению повседневных проблем при помощи арифметических действий.
ФГОС ДОУ требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, радостным и ненавязчивым. Это значит сделать обучение занимательным. А при занимательном обучении дошкольников обостряются эмоционально-мыслительные процессы, которые заставляют наблюдать, рассуждать, сравнивать, доказывать правильность выполненных действий.
Важно не только научить детей считать, решать, измерять, но и развивать у них способности видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости; умение конструировать, оперировать предметами, знаками и символами.
На современном этапе обучения особую роль отводят нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенной популярностью у педагогов используются палочки Кюизерера. Они представляют собой набор разноцветных пластмассовых брусочков разной длины.
Цветные палочки просты и удобны в работе. Они дают возможность выполнить различные упражнения как на столе, так и на полу.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у наших дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания — сенсорные эталоны (цвет, размер) и такие способы познания как сравнение и сопоставление предметов (по цвету, длине, высоте).
В совместной деятельности ребенка и взрослого осваиваются и продвигаются понятия пространственно-количественных характеристик. При этом важно не ограничиваться показом только готовых построек. Нужно дать ребенку возможность самому выбирать действия и тогда игра станет для него радостным и новым открытием. Дети очень быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать образовательную деятельность с детьми, дайте им возможность рассмотреть палочки. При этом наблюдайте за тем, как дети играют с палочками : конструируют что-то, выкладывают всевозможные узоры, разворачивают сюжетно-ролевую, а может быть и самостоятельную игру. Возможно, уже здесь, в ходе этих игр кому-то из детей удастся сделать собственные открытия (при необходимости педагог может помочь их сформулировать) :
- одни палочки короче, а другие длиннее;
- есть палочки одинакового цвета, а есть — разного;
- палочек очень много, они разного цвета (ребенок может перечислить цвета, которые он знает).
Наблюдение за деятельностью дошкольников позволит педагогу получить следующую информацию:
- о направленности интересов детей;
- об уровне развития ребенка;
- о том, какие задачи ставит сам ребенок и насколько инициативен при этом;
- о том, насколько он самостоятельно и долго решает предложенную ему задачу и каким образом он это делает.
Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума упражнения с цветными палочками могут представлять для него трудности только на начальных этапах. Но занятия, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить учебный процесс и превратить его в увлекательную и интересную игру.
Незаметно для себя в процессе игровых действий с цветными палочками дошкольники считают и решают логические задачи, а затем усваивают и более сложные категории. Образовательная деятельность, проводимая в игровой форме, притягивает интерес к обучению. Дети развиваются в процессе игры — как индивидуальной, так и вместе с педагогом. Я считаю, что дидактический материал из цветных палочек Кюизенера разработан именно для того, чтобы представить такие возможности детей.
Сегодня этот многофункциональный материал используется в целях образования во многих странах мира. Вот уже более двадцати лет цветные счетные палочки Кюизенера используются в России с целью сформировать у детей представление о числе. Содействовать развитию восприятия, памяти, мышления, воображения. Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками способствует успешности обучения ребенка в школе по математике.