Ирина Луткова
Как работает наша память
▼ Скачать + Заказать документы
Вы забываете имена людей, с которыми познакомились, названия мест, где побывали, забываете, где оставили ту или иную вещь? А вы ставили себе задачу запомнить? Может, у вас просто не было такого желания или вы не приложили достаточных усилий, чтобы запечатлеть необходимую информацию? Большую часть времени наша память предоставлена сама себе. Неудивительно, что она ничего не воспроизводит, ведь мы на нее ничего не записывали.
Публикация «Как работает наша память» размещена в разделах
Поэтому важно понять, какие помехи отвлекают вас в момент запечатления нужной информации, осознать как процессы памяти протекают у вас лично. Знание причин вашей забывчивости поможет вам с ней справиться. Зная особенности функционирования своей мнемонической функции, вы сможете сознательно регистрировать факты, которые вам нужны, а не ждать, пока они запечатлеются сами.
Запоминать - такое же умение, как читать, писать или петь. Тем не менее ни в школе, ни в институте не учат регистрировать, сохранять и воспроизводить информацию. Единственный метод, который нам предлагают (а точнее, навязывают) - это механическое повторение. Все остальные техники нам приходиться находить самостоятельно.
Тем не менее первым условием запоминания любой информации является наличие мотива (интереса, желания). Никто не забывает есть или ходить на работу, потому что мотив является достаточным - преимущества от этих действий перекрывают затраты на них. Психика человека устроена так, что он изменяет свое поведение только в том случае, когда результат стоит затраченных на него усилий. Когда это так, обучение происходит легко.
Когда есть мотив, он автоматически включает сосредоточение на том, что нужно запечатлеть. Третья важная составляющая процесса запоминания - организация (информации). Процесс запоминания включает следующие этапы:
Потребность или интерес - Мотивация - Внимание - Сосредоточение - Организация
Забывание происходит, когда эта цепь нарушается. Однако если посмотреть с другой стороны, забывание - это важный аспект мнемонического процесса. Когда мы сосредоточены на чем-то одном, нам приходиться сделать всю остальную информацию "фоном", то есть временно забыть ее.
Нам часто кажется, что мы забыли все, чему на учили в школе. При это мы забываем, что умения, которые мы используем каждый день, по-прежнему с нами: умение читать, считать, писать. Если мы решим продолжить свое образование, нам уже не придется начинать с нуля. Изучая новые предметы, мы, скорее всего, вспомним информацию, имеющую к ним отношение, которую мы знали раньше, и она послужит "рамкой", отправной точкой в построении новой системы сведений.
Так что же происходит, когда человек забывает информацию? Существует три группы возможных причин: отсутствие или потеря интереса (потребности, мотивации); отсутствие или снижение концентрации внимания; отсутствие или недостаточность организации (логических связей между фактами). Именно поэтому состояния тревоги и подавленность снижают возможности памяти. В состоянии подавленности мотивационный фон снижен, поэтому внимание не хочется концентрировать. В состоянии тревоги мысли заняты тревожащими событиями, поэтому трудно сосредоточится на чем-то другом.
Первый шаг к решению проблем с памятью - определить "слабое звено" вашей мнемонической цепи. Только одна проблема может считаться нарушением памяти - когда человек мотивирован, сосредоточен, предпринимает сознательные попытки запомнить, но потом не может воспроизвести информацию, так как она не была правильно организована.
Чаще всего нарушения памяти связанны с дефицитом внимания. Существует ряд факторов, которые препятствуют концентрации:
спешка;
тревога;
стресс или внешнее давление;
рассеянность;
помехи;
перевозбуждение или наоборот, подавленное состояние;
погруженность в себя;
усталость;
пониженная сопротивляемость (болезнь);
незнакомая обстановка;
когда общение не осмыслено.
Верить, что в таких обстоятельствах можно что-то запомнит, - это верить в чудеса. Даже не рассчитывайте! Память не включиться, если вы невнимательны и если у вас нет возможности осмыслить и организовать новую информацию. В некоторых ситуациях невозможно не спешить или не беспокоиться (например, когда опаздываешь не поезд). В такой ситуации не требуйте от себя много, если вы не можете изменить обстоятельства в свою пользу, то есть, остановиться, успокоиться, собраться.
Никто не застрахован от утраты информации, даже важной. Начните с того, что внесите разнообразие в свой словарь: не пользуйтесь одними и теми же выражениями «я забыл». Научитесь говорить: «мне трудно думать об этом сейчас», «я не обратил внимания», «я не поставил себе цели запомнить», «я не слушал», «я не услышал», «эта информация не врезалась мне в память». Радуйтесь тому, что вы вспомнили нечто важное, когда ситуацию еще можно исправить. Например, захлопнув дверь машины, вы видите, что оставили внутри куртку. Это произошло, не потому что автоматическое движение сработало слишком быстро, не дав вам времени на раздумье. При данных обстоятельствах вы сделали все, что могли.
Разве не странно: мы говорим или думаем, что забыли, в момент, когда вспоминаем? Мы так спешим, что не даем памяти ни малейшего шанса. Когда вы в следующий раз вспомните, что забыли нечто, поздравьте себя: «Я рад, что вспомнил, хотя это и потребовало времени». Оставьте слово «забыл» для более драматичных случаев.