лариса коростелёва
Консультация «Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика используется для оценки исходного состояния развития каждого ребенка с ем, чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков (В. Шебеко, Н. Ермак). одной из составных характеристик физического состояния организма является физическая подготовленность. Ее диагностика позволяет:
• Определить технику овладения основными двигательными умениями;
Публикация «Консультация „Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника“» размещена в разделах
• Выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений;
• Развивать интерес к занятиям физической культурой;
• Определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
• Учитывать недостатки в работе по физическому воспитанию.
Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью сформированности двигательных навыков. По мнению Г. Лесковой и Н. Ноткиной, именно высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.
При проведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств (н. Ноткина) :
в 3-4 года – быстрота, выносливость, мышечная сила;
в 4-5 лет – быстрота, выносливость, гибкость;
в 5-6 лет – скоростно-силовые качества и выносливость;
в 7 лет – ловкость и выносливость.
Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.
Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена достаточным уровнем развития физических качеств. в свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подготовленность детей.
Как же организовать обследование физической подготовленности дошкольников?
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование проводится 2 раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование – в начале учебного года (в сентябре, второе – в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимают старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.
В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества – бросок набивного мяча 2 руками из-за головы (4-7 лет); прыжки в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.
На физкультурной площадке обследуются такие качества, как
быстрота – бег на 30м (4-7 лет);
выносливость – бег га 90м (5 лет, 120м (6 лет, 150м (7 лет);
скоростно-силовые качества – метание мешочка с песком 150-200г (4-7 лет);
ловкость – челночный бег на 30м (4-7 лет);
гибкость – наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).
До обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросания набивного мяча, а на спортивной площадке – для метания мешочка с песком. Врач заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (по состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фиксируются количественные показатели уровня сформированности физических качеств и качественные показатели степени сформированности двигательных навыков.
Количественные показатели сравниваются со средними показателями развития психофизических качеств.
Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метания вдаль.
Высокий уровень – ребенок правильно выполняет все элементы техники (красный цвет).
Средний уровень – ребенок справляется с большей частью элементов техники (синий цвет).
Низкий уровень – ребенок допускает значительные ошибки (зеленый цвет).
Обследование физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. В вводную часть и разминку включают физические упражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тестовых заданий. В основной части проводятся 2 или 3 теста (это зависит от возраста ребенка и особенностей самого теста, а в заключительной – малоподвижная игра или игровое упражнение – релаксация.
За основу взяты тестовые задания для детей дошкольного возраста Э. Я. Степаненковой («Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». Учебн. пособие для студент. высш. учебн. заведений. – М., 2001)
Определение уровня сформированности быстроты
Бег на 30м
Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина 3м, длина – 30м) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии 3м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.
Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног:
для детей 4-5 лет – наклоны, приседания;
для детей 6-7 лет – комплекс общеразвивающих упражнений «Рисуем шары».
1. «Рисуем головой». И. П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой в разные стороны (по 4 раза).
2. «Рисуем локтями». И. П. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 – круговые движения локтями вперед; 3-4 – круговые движения локтями назад (по 4 раза).
3. «Рисуем туловищем». И. П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем сначала влево, потом вправо (по 3 раза).
4. «Рисуем коленом». И. П. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе. 1-3 – круговое движение коленом левой (правой) ноги; 4 – вернуться в И. П. (по 3 раза).
5. «Рисуем стопой». И. П. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в разные стороны (по 8 раз).
После разминки детям 4-5 лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7 лет – до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстроногое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает на старт 2 детей – 2 мальчиков или 2 девочек (остальные дети стоят или сидя на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимает флажок, «Марш!» (опускает его). Во время бега дети подбадриваю друг друга.
Количественные показатели бега (в мин.).
Качественные показатели.
Младший возраст
1. Туловище прямое (или немного наклонено).
2. Выраженный момент «полета».
3. Свободные движения рук.
4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.
Средний возраст
1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, заем вперед-внутрь.
3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50).
4. Ритмичность бега.
Старший возраст
1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.
2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, заем вперед-внутрь.
3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 60-70).
4. Прямолинейность, ритмичность бега.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие 3 показателям.
Низкий уровень – соответствие 2 показателям.
Определение уровня сформированности
скоростно-силовых качеств
1. Прыжок в длину с места
Предварительная работа. В зале кладут мат и сбоку мелом наносят разметку (через каждые 10см на дистанции 2м).
Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 4-5 лет предлагают попрыгать, как зайчики (прыжки с продвижением вперед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник». «Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15см, взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях, поехали (ноги полусогнуты, движение полусогнутых рук вперед, назад, приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено вперед, прыгают (полет, приземление, ноги на ширине плеч, руки впереди).
После разминки инструктор предлагает детям 4-5 лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеек на другой берег (мат); детям 6-7 лет – встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели, а также качественные показатели. Каждый ребенок делает 3 попытки.
Количественный показатель: длина прыжка (в см).
Качественные показатели.
Младший возраст
1. И. П. – чуть присев на слегка расставленные ноги.
2. Толчок: отталкивание одновременно 2 ногами.
3. Полет: ноги слегка согнуты, положение рук свободное.
4. Приземление: мягкое, на обе ноги.
Средний возраст
1. И. П. :
а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
а) полуприседание с наклоном туловища;
в) руки слегка отведены назад.
2. Толчок:
а) двумя ногами одновременно;
б) мах руками вверх-вперед.
3. Полет:
а) руки вперед-вверх;
б) туловище и ноги выпрямлены.
4. Приземление:
а) одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко;
б) положение рук свободное.
Старший возраст
1. И. П. :
а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;
а) полуприседание с наклоном туловища;
в) руки слегка отведены назад.
2. Толчок:
а) двумя ногами одновременно;
б) выпрямление ног;
в) резкий мах руками мах руками вперед-вверх.
3. Полет:
а) руки вперед-вверх;
б) туловище согнуто, голова вперед;
в) полусогнутые ноги вперед.
4. Приземление:
а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с перекатом с пятки на всю ступню;
б) руки движутся свободно вперед-в стороны;
г) сохранение равновесия при приземлении.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие 3 показателям.
Низкий уровень – соответствие 2 показателям.
2. Прыжок в высоту с места
Предварительная работа. В зале готовят измерительные ленты.
Методика обследования. Для разминки детям 5 лет предлагаю попрыгать, как зайчики, на месте; у детей 6-7 лет спрашивают, какое животное самое «прыгучее», и предлагаю попрыгать, как кенгуру, и дотронуться до предмета, который подвешен над головой. Измерительная лена одним концом кренится на поясе ребенка, другой коней в кассете, лежащей на полу. Прыгая вверх, ребенок вытягивает ленту из кассеты на длину прыжка. Инструктор делает замер. Ребенок совершает 3 подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.
Количественный показатель: высота подскока (в см).
3. Бросок набивного мяча
Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата (через 50см на расстоянии 5м). Готовят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500г для детей 4-5 лет и 1000г для детей 6-7 лет.
Методика обследования. В вводную часть для детей 4-5 лет включают ходьбу на высоких четвереньках, для детей 6-7 лет – отжимания от пола)для мальчиков – на прямых руках, для девочек – на согнутых в коленях).
Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из И. П. : ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результат фиксируется в протоколе.
Количественные показатель: дальность броска (в см).
4. Метание мешочка с песком
Предварительная работа: на спортивной площадке мелом размечают дорожку (каждые 50см на дистанции 2м). Готовят 3 мешочка с песком 200г, мел.
Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребенку (из И. П. стоя, одна нога впереди на расстоянии шага, рука с мешочком за головой) произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляет замер после каждого броска и лучший результат заносит в протокол. В нем фиксируются количественные и качественные показатели.
Количественные показатели: дальность броска (в см).
Качественные показатели.
Младший возраст
1. И. П. – стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
2. Замах: небольшой поворот вправо.
3. Бросок: с силой.
Средний возраст
1. И. П. :
а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;
б) предмет в правой руке на уровне груди.
2. Замах:
а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу;
б)одновременно правая рука идет вниз-назад;
в) поворот в направлении броска, правая рука – вверх-вперед.
3. Бросок:
а) резкое движение руки вдаль-вверх;
сохранение заданного направления полета предмета.
Старший возраст
1. И. П. :
а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая – впереди, правая – на носок;
б) правая рука с предметом на уровне груди.
2. Замах:
а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела;
б) разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз-в сторону;
в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть – вверх.
3. Бросок:
а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить;
б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль-вверх;
в) сохранять заданное направление полета предмета.
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень – соответствие 3 показателям.
Низкий уровень – соответствие 2 показателям.
Определение уровня сформированности гибкости
Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку, сантиметровую ленту, флажок.
Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения, выполняемые из разных И. П. с большой амплитудой:
коснуться пальцами пола при наклоне,
коснуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя,
коснуться пятками пятки при повороте стоя на коленях,
прокатить мяч руками как можно дальше из положения сидя ноги в стороны,
поднять прямые руки как можно выше из положения лежа на животе.
Затем инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опущенных рук. Ребенок делает 2 попытки.
Количественный показатель: величина наклона (в см).
Определение уровня сформированности выносливости
Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 5 лет – 90м, 6 лет – 120м, 7 лет – 150м.
Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе со взрослым сайкой бегут к линии финиша.
Количественный показатель: время (в сек., затраченное на выполнение задания.
Определение уровня сформированности ловкости
Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок: на старте – 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише – стул. Для младшей группы дистанция не более 5 м.
Методика обследования. Инструктор дает задание – пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены 2 попытки.
Количественный показатель: время (в сек., затраченное на выполнение задания.
Оценка функции равновесия
Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.
Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание: детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (И. П. –стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища); детям 5 лет изобразить «Балерину» (И. П. – стоя на носках, руки на поясе); детям 6 лет изобразить «Цаплю» (И. П. – соя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры.
Количественный показатель: время (в сек., затраченное на выполнение задания.
Оценка координации движения
Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20см.
Методика обследования. Инструктор предлагает детям 5-6 лет подбрасывать мяч, не сходя с места; детям 7 лет – отбивать мяч, не сходя с места.
Количественный показатель: количество бросков и ударов.
5 лет (м – 15-25);
6 лет (м – 26-40);
7 лет (м – 35-40).
Чтобы результаты диагностики физической подготовленности были доступны родителям, целесообразно на каждого ребенка завести «Паспорт здоровья», в котором дается оценка социального, физического и психического здоровья ребенка.
Как правило, в начале и в конце учебного года дается оценка (в %) уровней сформированности психофизических качеств по каждой возрастной группе. Сравнивая эти показатели, можно заметить, что количество детей с низким, средним и высоким уровнем меняется незначительно. Целесообразнее выяснять, сколько детей (в %) к концу года показывают лучшие результаты и за счет чего – естественного роста, целенаправленной системы физического воспитания или эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений. Для этого целесообразно использовать формулу, предложенную В. И. Усаковым:
100 (V2 – V1)
W = ,
1/2 (V1 + V2)
где W – улучшение показателей, %; V1 – исходный уровень; V2 – конечный уровень.
Например, Саша Ф. (6 лет) имеет высокий уровень сформированности гибкости: в начале года – 7,5, в конце года – 9. Рост показателя гибкости составляет 18:
100 (9 – 7,5)
W= = 18
1/2 (7,5 + 9)
Количественные результаты определяются по шкале оценок темпов прироста физических качеств.
Вести подобный учет по каждой группе трудно. Поэтому целесообразнее прежде всего определять темп прироста у детей с низким уровнем сформированности психофизических качеств. В зависимости от природных задатков в области двигательной сферы индивидуальных особенностей, темпов созревания различных органов и систем, особенностей нервной системы дети могут иметь низкий уровень сформированности определенных психофизических качеств (гибкость, быстрота, удержание равновесия и др.) как в начале, так и в конце учебного года. Так, у девочки 6 лет отмечен низкий уровень сформированности гибкости: в сентябре он составил 1 см, в мае – 4 см, однако темп прироста составил 12%.
Таким образом, диагностируя физическую подготовленность детей, важно знать не только количество детей с высоким, средним и низким уровнями сформированности психофизических качеств, но и темп прироста, а также за счет чего он достигнут.
С. Прищепа, Н. Попкова,Т. Коняхина
«Дошкольное воспитание», №1, 2004
Паспорт здоровья
Ф. И. ребенка ___
Возраст:___лет ___ мес.
№ Параметры Начало года Конец года
1. Семейный портрет
1.1. Вредные привычки родителей Нет Нет
1.2. Психологический климат семьи Благополучный Благополучный
2. Общее состояние здоровья
(заболевание в днях)
3. Группа здоровья (1-4) 1 1
4. Уровень физического развития (гармоничное, отклонения) Гармоничное Гармоничное
5. Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков (норма, ниже нормы, выше нормы) Норма Норма
6. Вредные привычки ребенка Нет Нет
7. Интересы и склонности Изобразитель-ная деятельность Бальные танцы
8. Уровень развития психофизических качеств
8.1. Быстрота
Бег на 30м со старта (сек.) 8,1 7,3
8.2. Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места (см)
92 100
Прыжок в высоту с места (см)
24 30
Метание мешочка левой рукой (м) 3,6 4,2
Метание мешочка правой рукой (м) 4,5 4,8
Метание набивного мяча
(1 кг) из-за головы (см) 2,7 3,1
8.3. Выносливость
Скорость бега на 150м (сек) - -
8.4. Гибкость
Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см) 8 10
8.5. Ловкость
Скорость бега на 10м, обегая кегли (сек) 4,5 4,3
8.6. Статическое равновесие
Удержание равновесия, стоя на 1 ноге (сек) 35 42
8.7. Координационные способности
Количество подбрасываний и ловли мяча 8 14
Шкала оценки темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста
Темпы прироста
% Оценка За счет чего достигнут прирост
До 8 Неудовлетвори-тельно За счет естественного роста
8 – 10 Удовлетворитель-но За счет естественного роста и увеличения естественной двигательной активности
10 – 15 Хорошо За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания
Свыше 15 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
Средние показатели физической подготовленности детей 3 -7 лет
Показатели Пол Возраст
3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
Быстрота (сек)
Бег на 30 м М 11,0 – 9,0 10,5 – 8,8 9,2 – 7,9 8,4 – 7,6 8,0 – 7,4
Д 12,0 – 9,5 10,7 – 8,7 9,8 – 7,3 8,9 – 7,7 8,7 – 7,3
Динамометрия (кг)
Сила кисти правой руки М 3,4 – 6,2 3,9 – 7,5 6,5 – 10,3 9,6 – 14,4 11,6 –15,0
Д 2,6 – 5,0 3,1 – 6,0 4,9 – 8,7 7,9 – 11,9 9,4 – 14,4
Сила кисти левой руки М 3,1 – 5,5 3,5 – 7,1 6,1 – 9,5 9,2 – 13,4 10,5 – 14,1
Д 2,5 – 4,9 3,2 – 5,6 5,1 – 8,7 6,8 – 11,6 8,6 – 13,2
Скоростно-силовые качества (см)
Прыжок в длину с места М 47,0 – 67,5 53,5 – 76,6 81,2 – 102,4 86,3 – 108,7 94,0 –122,4
Д 38,2 – 64,0 51,1 – 73,9 66,0 – 94,0 77,7 – 99,6 80,0 123,0
Прыжок в высоту
с места М --- --- 20,2 –25,8 21,1 –26,9 23,8 –30,2
Д --- --- 20,4 25,8 20,9 – 27,1 22,9 – 29,1
Бросок набивного мяча 2 руками из-за головы из И. П. стоя М 119 - 157 117 - 185 187 - 270 221 - 303 242 - 360
Д 97 - 133 97 - 178 138 - 221 156 - 256 193 - 311
Метание мешочка с песком вдаль правой рукой М 1,8 – 3,6 2,5 – 4,1 3,9 – 5,7 4,4 – 7,9 6,0 – 10,0
Д 1,5 - 2,3 2,4 – 3,4 3,0 – 4,4 3,3 – 4,7 4,0 – 6,8
Метание мешочка с песком вдаль левой рукой М 2,0 – 3,0 2,0 – 3,4 2,4 – 4,2 3,3 – 5,3 4,2 – 6,8
Д 1,3 – 1,9 1,8 – 2,8 2,5 – 3,5 3,0 – 4,7 3,0 – 5,6
Гибкость (см)
Наклон туловища вперед на гимнастической скамейке М --- 1 - 4 2 - 7 3 – 6 ---
Д --- 3 – 7 4 - 8 4 - 8 ---
Выносливость
Бег на 90 м М+Д --- --- 30,6 – 25,0 --- ---
Бег на 120 м М+Д --- --- --- 35,7 – 29,2 ---
Бег на 150 м М+Д --- --- --- --- 41,2 – 33,6
Ловкость (сек)
Бег на 10м между предметами М --- 8,5 – 8,0 7,2 – 5,0 5,0 – 1,5 ---
Д --- 9,5 – 9,0 8,0 – 7,0 6,0 – 5,0 ---
Статическое равновесие (сек)
Удержание равновесия на одной ноге М --- 3,3 – 5,1 7,8 – 1,8 40 - 60 ---
Д --- 5,2 – 8,1 9,4 – 14,2 50 - 60 ---