Елена Калягина
Консультация «Делаем ли мы хорошо ребенку, стремясь защитить его от трудностей и испытаний, или уж как минимум облегчить их?»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы не можем прожить за ребенка его жизнь, но в наших силах обеспечить его навыками, которые помогут ему выжить и преуспеть.
Когда ребенок оказывается лицом к лицу с препятствием, очень важно не давать ему "на блюдечке" готовое решение или выход из положения, а предоставить возможность найти этот выход самостоятельно, используя свои умственные, эмоциональные и физические возможности. Преодоление маленьких препятствий делает человека сильнее и готовит к более серьезным испытаниям. Овладение новыми навыками укрепляет и повышает уверенность ребенка в себе, а чрезмерная опека и помощь, наоборот, тормозят развитие у ребенка умения справляться с трудностями.
Публикация «Консультация „Делаем ли мы хорошо ребенку, стремясь защитить его от трудностей и испытаний, или уж как минимум облегчить их?“» размещена в разделах
Однако это не так-то просто сделать! Любому крайне сложно удержаться от соблазна "показать, как надо" или "исправить все за ребенка".
Как помочь ребенку преодолеть трудность, не делая что-то за него?
• Во-первых, конечно нужно показать ребенку, что вы верите в него и в его силы. Поддержите его словами "У тебя обязательно получится!", "Ты можешь!"
• Хвалите даже за самый маленький успех — "Вот видишь, у тебя уже получается гораздо лучше!"
• Сравнивайте успехи или неуспехи ребенка только с его собственными достижениями, а не с достижениями других детей. Важно, чтобы выполнение какого-либо дела у ребенка получалось каждый раз лучше, чем у него это получалось в прошлый раз, а не лучше, чем это делает кто-то другой.
• Сохраняйте стойкость - защищайте ребенка от серьезных угроз и вреда, но не заслоняйте его от необходимых впечатлений и переживаний, даже если они болезненны.
• Используйте трудности, которые переживает ребенок, для того чтобы еще раз напомнить ему о вашей БЕЗУСЛОВНОЙ любви, т. е. любви, которая не зависит от его побед и поражений.
• Разбирайте, обсуждайте с ребенком все сложные ситуации и неудачи, которые ему пришлось пережить, но только когда утихнут эмоции, когда ребенок будет спокоен.
• Старайтесь каждый раз вместе ответить на вопрос "Почему я потерпел поражение и что мне предпринять, чтобы в следующий раз добиться успеха?"
• Аналогично разбирайте случаи побед — "Что помогло быть успешным?" Обратите внимание ребенка на то, каких результатов он добился благодаря своей усидчивости, старанию, трудолюбию и т. д.
• Помните, что разница между успехом и неудачей зачастую очень проста: она сводится к тому, как именно человек воспринимает встретившееся препятствие - как барьер, который невозможно преодолеть, или как один из этапов, который требует дополнительных усилий.
Говорят, что когда Томаса Эдисона спросили, не расхолаживали ли его те 1073 неудачи, которые он потерпел, прежде чем изобрел электрическую лампочку (иногда эта цифра чуть больше, иногда чуть меньше, изобретатель ответил: "А я не терпел никаких неудач. Я просто установил 1073 способа, которыми электрическую лампочку НЕ изобретешь".
Помогите ребенку научиться самостоятельно, находить выход из положения, позвольте ему открыть в самом себе бездонный источник сил и сообразительности!