Залевская Наталья
Как привить интерес к чтению и как правильно читать с ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
Как привить интерес к чтению и как правильно читать с ребенком
Многих родителей сейчас волнует вопрос, что дети не любят и не хотят читать. А мы с вами хорошо знаем, что в развитии от чтения зависит очень много: это и установление нейронных связей, и фантазия, и грамотность, и правильная речь, и понимание мира, и знания о мире - новая информация, развитие навыков критического мышления и даже самостоятельность. Интерес ребенка к книгам зависит от того, как вы – родитель - процесс чтения организуете. Самое прекрасное, что вы можете сделать для вашего совсем еще малыша – правильно организовать совместные чтения.
Публикация «Как привить интерес к чтению и как правильно читать с ребенком» размещена в разделах
Это абсолютно не означает, что необходимо читать часами, пусть это будут 10-15 минут, многие малыши больше и не усидят, да и в раннем возрасте это вполне отличное время, но эти минуты могут принести максимальное количество пользы.
Итак, совместные чтения. Это прекрасная возможность организовать приятный и полезный ритуал-семейную традицию, которая вас объединит, а так же заложит основы организованности и станет эффективным обучающим инструментом.
1. Заведите ребенку свою домашнюю библиотеку.
Важно: у него должна быть своя полочка, которая будет доступна ему в любой момент (у производителей монтессори-материалов, например, есть такие специальные очень удобные полочки). Пусть, пока ваш ребенок совсем мал, в этой библиотеке не очень много книг (от пяти до восьми, но со временем их станет больше и будут появляться разные категории: стихи, сказки, веселые картинки. Ребенок постепенно начнет в них ориентироваться и выбирать по желанию и настроению.
2. Сделайте так, чтобы ребенок самостоятельно выбирал, что’ читать. Если он сомневается в выборе, помогите, направьте: достаньте с полочки, например, две книги и в паре слов скажите о каждой (смотри, какая яркая и интересная обложка у этой книги, а в этой интересные картинки и истории, а затем снова предоставьте ему право самостоятельно определиться. Такой выбор (как и выбор игр и игрушек) – один из первых самостоятельных детских поступков и их обязательно стоит поощрять и развивать.
3. Во время чтения с ребенком старайтесь обсуждать то, что прочитали: поступки героев, сюжет, почему каким-то образом сложилась та или иная ситуация, стройте предположения и помогайте понять главную мысль, задавайте ребенку вопросы (это отличный способ развить именно критическое мышление, постарайтесь научить его отвечать на вопросы развернуто, это поможет, в последствии, и в школе, и во взрослой жизни в принципе).
4. Очень важны картинки, помимо текста, пока ребенок сам не читает. По картинкам, во время обсуждения, возвращайтесь к тексту, задавайте вопросы. Обсуждайте с ребенком визуальные моменты – цвета, настроенческие фоны, виды штриховок, выражения лиц героев, их одежду, любые детали.
5. Не стремитесь прочитать сразу всю книгу. Делайте паузы, пофантазируйте с ребенком о продолжении, придумайте что было дальше, предложите ему варианты на выбор. Когда ребенок научится читать самостоятельно, самое интересное – развязку – предлагайте ему дочитать самому, а затем рассказать вам чем все окончилось.
6. Чтение должно носить немного игровой или даже театральный характер: читайте с выражением, с разными тональностями (в зависимости от сюжета, придумывайте голоса героям книги. С героями повествования вы можете вместе бегать, прыгать, собирать шишки в карман (но все это не откладывая книгу, ведь вы именно читаете’, поиграть в сюжет вы сможете потом). Можете брать с собой игрушку, которая будет «слушать» сказку, например, вместе с вами и вашим малышом, обращайтесь и к ней тоже: «Кукла маша, нам с сыночком понравилась эта история, а тебе? Ты смелая кукла, молодец, как и мы не испугалась волка (или перехитрила лису).»
7. Прочитали книгу? Теперь самое время устроить игру или театральную постановку по сюжету. Для этого не требуется многого: пара подушек и плед и у вас готов домик для поросят; а может вы вместе скатаете колобка (из теста или пластилина); а может наденете белый халат и пойдете вместе лечить зверушек, как добрый доктор. Не обязательно так делать постоянно, но предлагать такие игры малышу стоит. Ведь это развитие навыков коммуникации, фантазии, памяти.
8. Хорошо, когда у родителей и у самих разнообразная библиотека. Показывайте ребенку ваши книги, трогайте обложки и странички (даже если в них нет картинок, но фактура бумаги, размер шрифта, даже запах могут заинтересовать ребенка). Немного рассказывайте почему вы любите эти книги.
Любовь к чтению – это, в первую очередь, история об удовольствии, фантазии, желании узнавать новое. И ограничивать эту любовь каким-либо форматом (например, только классическим) не нужно!