карташова оксана
Как приучать детей к опрятности и аккуратности. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
Как приучать детей к опрятности и аккуратности. Консультация
ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!
Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, - бесполезно объяснять подросшему ребёнку, что одежда должна быть чистой, а игрушки нужно убирать на место. Ведь дети стремятся во всём подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям, - будьте сами аккуратны и опрятны.
Публикация «Как приучать детей к опрятности и аккуратности, Консультация» размещена в разделах
Как только у ребёнка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно, начинайте приучать его к порядку. Как правило, это происходит в конце первого - начале второго года жизни. Стремление к самостоятельности становится особенно выраженным, когда ребёнок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. В два года он гордо заявляет о своём праве на самостоятельность хорошо известной всем родителям фразой «Я сам!».
Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст - самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребёнка. Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков. Первая - не предъявлять ребёнку непосильные требования, и вторая - не делать слишком долго за малыша то, что он может сделать сам. К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё не закреплены. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него ещё не ясен. Особенность его психического развития такова, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или даёт поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результата не замечает.
Терапевтическая сказка о микробах.
Замечательным воспитательным средством, "приучает" нерях к мылу и воде, являются терапевтические сказки. Вы можете придумать их вместе с ребенком. Например, это могут быть приключения микроба, который жил на немытых руках у одного мальчика.
Если ребенка трудно затянуть в ванну, он с криками моет голову или отказывается мыть руки, попробуйте провести разъяснительную, а заодно и просветительскую работу. Расскажите вашему малышу, что такое «грязь» и почему кожу необходимо удерживать в чистоте. Это может звучать примерно так: «Кожа защищает нас от многих болезней, если ее содержать в чистоте. Когда ты бегаешь, играешь, прыгаешь, тебе становится жарко. И на твоей коже появляются капельки пота. Если его не смывать, то пот соединяется с тонким слоем жира на твоей коже (или кожным салом). Чистота рук! Если ребенок все время забывает мыть руки после улицы и перед едой, повесьте сигнальную таблицу на двери ванной: «Внимание! Внимание! Всем, кто помыл руки, объявляется благодарность и приз - вкусный обед». Если ребенок еще не умеет читать, нарисуйте воззвание в картинках, в виде ребуса». Прибегайте к внешним средств воздействия на ребенка, а не прямых указаний типа: А ну-ка марш мыть руки! Проверено многими родителями и работает практически безотказно!
Носовой платок. Приучайте малыша пользоваться носовым платком. Никто не спорит, что рукавом гораздо удобнее. Но гигиенично и культурнее - все-таки платком. Носовой платок должна всегда лежать в кармане у ребенка, особенно, если он ведет «светский образ жизни», то есть ходит в детский сад или школу сад или в школу. Что нужно рассказать детям о носовом платке? Во-первых, это средство личной гигиены, так же, как и зубная щетка, расческа. Делиться им с другом не стоит. Носовой платок нужно менять ежедневно, а не таскать ее по полгода в кармане.
При чихании или кашле нужно обязательно прикрывать рот платком, чтобы не заразить своими микробами окружающих.
НЕОБХОДИМЫЕ ПРАВИЛА
• Все культурные навыки ребёнок осваивает только в совместной деятельности с взрослым. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно соблюдать порядок, задаёт образцы правильных действий, помогает выполнить их, даёт им оценку.
• Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашечки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы ваше объяснение было понятно и интересно малышу.
Учите его следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Помогите ему пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.
• Приучайте ухаживать за своими вещами: вешать одежду на вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.
• Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребёнок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать.
• Воспитывайте у своего чада эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды, аккуратной прически окружающих и самого ребёнка. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричёсанных волос, побуждайте обращаться к взрослому за помощью с тем, чтобы устранить неприятные моменты.
• Знакомьте с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит бельё, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь вам. Пусть он постирает рядом с вами носовой платочек, вытрет полотенцем блюдце, поставит на стол хлебницу. Похвалите его за помощь, подчеркните сходство с взрослыми. Прививайте ребёнку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.
• Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
• Ругать ребёнка за неопрятность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте его, порицание должно относиться только к конкретному проступку.