Елена Ларина
Консультация «Как приобщать ребенка к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. О том, как важно приобщать детей к красоте родного языка и развивать у у них культуру речи указывали педагоги –лингвисты Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский. Именно в раннем детстве закладывается фундамент, на который будет опираться все последующее ознакомление с огромным литературным наследием.
Публикация «Консультация „Как приобщать ребенка к чтению“» размещена в разделах
Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительности детской речи-произведения художественной литературы. Поэтому в ходе работы с родителями необходимо решать следующие задачи:
-Знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников.
-расширять их представления о детской литературе,
-учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей, привлекая их к взаимодействию с ДОУ.
Работу с родителями можно проводить в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании знакомить родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещать имеющиеся проблемы. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников. Поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Стало традицией приглашать работников библиотеки для проведения круглого стола с родителями на темы «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?».
Родителей необходимо обучать руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух : вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но к сожалению она уходит в прошлое. Можно посоветовать родителям пользу семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка. дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Для мотивации родителей к семейному чтению можно провести в группе «Вечер семейного чтения», где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное. Родителям необходимо дать список книг для семейного чтения, при этом надо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые книги». Чтение и книга прочно вошли в жизнь дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Если у родителей есть желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще. Чем старше ребенок, тем многообразнее становится круг его чтения. Задача родителей - постараться расширить его кругозор, подбирая разнообразные книги.