Кристина Парфенова
Как преодолеть кризис трех лет?
▼ Скачать + Заказать документы
Как преодолеть кризис 3 - х лет?3-4 года очень важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируется предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрасте происходит очень важный для ребёнка психический процесс, это первое яркое выражение своего «Я».
Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
Публикация «Как преодолеть кризис трех лет?» размещена в разделах
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19 раз.
Характеризуется кризис следующими симптомами:
Негативизм
Это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребёнок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребёнка. При яркой форме негативизма ребёнок отрицает всё то, что говорит ему взрослый.
Упрямство
Ребёнок настаивает на своём не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребёнок как бы проверяет, может ли он что-то требовать и выполнят ли это требование. Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребёнок был под властью аффектов, сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с которой ребёнок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребёнок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.
Строптивость
Это центральный симптом для «кризиса 3-х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребёнка.
Своеволие
Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему не хватает умений.
Обесценивание ребёнком личности близких.
Малыш может начать обзывать мать и отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, будто они живые, отказывается играть с ними.
Деспотизм или ревность
У ребёнка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те формы и нормы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис 3-х лет это сложный, но нормальный период в жизни любого малыша. Ребёнок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.
Ребёнок должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вёл, его всегда будут любить и никогда не бросят. Нужно относится к этому с определённой долей юмора и благоразумия, тогда малыш поймёт, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большего значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время кризиса оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Можно дать ребёнку «обратную инструкцию». Если это говорится с добротой и усмешкой, такой приём воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему малышу – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его взбудоражат.
Будьте с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Ребёнок начинает усваивать ключевые слова «надо» и «нельзя». Запретов должно быть мало, но они должны быть твёрдыми. Усугубляет кризис трёх лет отсутствие единых, последовательных требований со стороны взрослых.
При оценке поведения ребёнка взрослый должен фиксировать его внимание не только, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у малыша происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай» - ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить или отвлечь малыша, он успокоится