Ольга Кожевникова
Консультация «Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Можно ли наказывать или игнорировать ребенка-аутиста
По последним международным данным, аутизм встречается у каждого 54-го ребенка. Адаптировать детей с аутизмом к социуму непросто, но возможно – этому посвящена книга "Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра", созданная специалистами фонда "Обнаженные сердца". С ней родителям и педагогам будет проще научиться справляться со сложным поведением ребенка с РАС и обучать его приемлемым формам поведения. Публикуем отрывок из книги.
Публикация «Консультация „Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основные поведенческие процедуры, направленные на работу с поведением, – подкрепление, гашение и наказание.
Подкрепление – стимул, следующий непосредственно за поведением и повышающий вероятность проявления данного поведения в будущем. В тех случаях, когда поведение достигает цели, вероятность его повторения возрастает. Например, ребенок хотел поиграть с мамой и смог добиться этого тем, что ударил ее. В будущем, чтобы поиграть с мамой, он будет с большей вероятностью поступать так же.
Если ребенок с помощью громкого крика смог избежать неприятной для него ситуации, значит, и в будущем такое поведение будет появляться. Поэтому когда мы анализируем проблемное поведение, важно сфокусироваться на его последствиях - именно они играют решающую роль в том, будет ли оно продолжаться.
Как взрослые и дети подкрепляют поведение друг друга
Подкрепление бывает позитивное и негативное. Это не оценочные термины, они не предполагают, что позитивный = хороший, а негативный = плохой.
Позитивное подкрепление предполагает, что вслед за ним в среде возникают события или стимулы, приводящие к повышению частоты данного поведения. Например, ребенок нажал на клавишу музыкальной игрушки – зазвучала музыка (возник стимул). Если это приведет к тому, что он снова будет нажимать на клавишу, значит, воспроизведение музыки является позитивным подкреплением.
Негативное подкрепление предполагает, что стимулы удаляются из среды после поведения, и это увеличивает вероятность повторения поведения в будущем. Утром мы нажимаем на кнопку будильника, чтобы отключить его (удалить звук из среды). Если в дальнейшем мы будем поступать так же, значит, прекращение звука будильника для нас – негативное подкрепление.
Часто случается, что ребенок демонстрирует на занятии нежелательное поведение, и педагог отстраняет его от занятия в виде "наказания". Если впоследствии неприемлемое поведение ребенка остается столь же интенсивным или усиливается, отстранение от занятий является для него негативным подкреплением (из среды удалился нежелательный стимул – занятие).
Часто взрослые и дети, сами того не осознавая, подкрепляют поведение друг друга, то есть усиливают вероятность возникновения того или иного поведения в будущем. Рассмотрим пример, в котором ребенок ударяет маму, после чего они вместе играют. Совместная игра является для данного ребенка позитивным подкреплением (в среде возникло событие, целью которого и было поведение). Соответственно, мама, сама того не желая, подкрепила нежелательное поведение сына. В то же самое время из среды мамы исчез не желаемый стимул – ребенок перестал ее ударять. То есть поведение мамы получило негативное подкрепление.
Этот пример наглядно демонстрирует нам еще один важный принцип: изменение поведения ребенка требует изменения тактики родителей и других взрослых. Только если мы отойдем от привычных форм собственного и взаимодействия с ребенком, у нас появится возможность изменить его поведение.
Думаем, что наказываем ребенка, а на самом деле…
Наказание – процесс, противоположный поощрению по результату воздействия на поведение. Это стимул, следующий непосредственно за поведением и снижающий вероятность проявления данного поведения в будущем. Если в результате последствий поведение исчезает или его частота снижается, данные последствия служат наказанием для конкретного поведения.
Это представление сильно отличается от "бытового" представления о наказании. Помните пример с отстранением ребенка от занятия? Педагог считает, что наказывает, а на самом деле, проанализировав ситуацию, мы видим, что ребенок как раз и хотел избежать активности. И отстранение становится негативным подкреплением, поскольку нежелательное поведение ребенка на занятии не уменьшается.
Итак, наказание – это действие, которое приводит к снижению частоты определенного поведения, а не любые негативные его последствия. Строгий выговор или лишение игрушки будет наказанием только в том случае, если это приведет к тому, что вероятность проблемного поведения снизится. Это не будет наказанием только потому, что взрослому кажется, что так он наказывает ребенка, хотя поведение при этом не меняется.
Когда можно игнорировать поведение ребенка
Гашение – процедура, предполагающая, что "какое-либо поведение перестает подкрепляться, и его частота постепенно снижается". Для обеспечения эффективности данной процедуры нам необходимо знать, что именно подкрепляет поведение ребенка, чтобы лишить его этого подкрепления.
Данная методика используется параллельно с обучением альтернативному поведению. Если мы перестанем подкреплять проблемное поведение ребенка, имеющее важную для него функцию, при этом не обучив его иному поведению, высока вероятность возникновения новых, еще более тяжелых форм проблемного поведения.
Иногда встречается ошибочное использование терминов "гашение" и "игнорирование" в качестве синонимов. Также ошибочно считать, что игнорирование нежелательного поведения всегда приведет к тому, что ребенок перестанет вести себя плохо. Это не так. Игнорирование нежелательного поведения будет эффективным только в случае, если функция поведения – привлечение внимания. Однако если функция поведения, например, заключается в избегании деятельности (совместной игры, уборки в комнате или решения задачи, то каждый раз, когда мы будем игнорировать поведение ребенка и прерывать взаимодействие с ним, мы будем подкреплять нежелательное поведение (именно этого – прекращения взаимодействия – ребенок и добивался).