Татьяна МОРГУНОВА
Как правильно подбирать игрушки для ребёнка дошкольного возраста?
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно подбирать игрушки для ребёнка дошкольного возраста?
Игрушка-это специальный предмет, предназначенный исключительно для игры, и другого предназначения он не имеет. Игрушка- это условное отражение реальных событий и предметов, с которыми действуют дети. Условность и обобщенность позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных играх. Слишком реалистичные игрушки перестают интересовать ребенка, так как ограничивают их игровой замысел. Игрушка является материальной основой для игры ребенка дошкольного возраста, и, поэтому, положительно влияет на становление его личности.
Публикация «Как правильно подбирать игрушки для ребёнка дошкольного возраста?» размещена в разделах
Правильно подобранная игрушка способствует умственному развитию ребенка: разносто-ронние игрушки способствуют расширению представлений детей об окружающем мире, происходит расширение и обогащение словарного запаса детей, происходит сенсорное развитие, а также развитие мыслительных процессов. Также игрушка способствует формированию основ морального поведения: она способствует возникновению совместной игры со сверстниками и установлению положительных взаимоотношений. Игрушка вызывает эстетические чувства у детей, побуждает их к активной деятельности, тем самым удовлетворяя потребности детей в подвижности. Благодаря игрушке у детей формируются элементарные трудовые навыки: дети моют, ремонтируют игрушки, а некоторые из них представляют собой орудия труда.
Таким образом, игрушка, являясь спутником детских игр, воспитательски влияет на малы-шей, способствует их гармоничному развитию.
Так как же правильно выбрать игрушку для своего ребенка?
Игрушка должна быть динамичной, давать детям возможность производить разнообразные действия. Этому требованию не соответствуют игрушки со строго зафиксированной позой жи-вотных, кукол.
В игрушках может быть отражен и здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но без осмеяния, карикатуры: игрушка должна отражать типичное, быть хорошо оформленной.
Гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими. Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиени-ческой обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание).
Выбирая игрушку, необходимо понимать, какую цель вы ставите перед этой игрушкой, необходимо учитывать интересы и возраст детей.
Наиболее ясно в игрушке выделяется ее образ, т. е. то, что она отражает и чем привлекает к се-бе ребенка: игрушка-кукла, игрушки-звери, домашние животные, игрушечные машины, посуда, мебель и т. д. Эти игрушки и составляют большую группу образных игрушек. Иногда их называют сюжетными, сюжетно-образными, потому что они определяют сюжет игры. Особое место среди сюжетно-образных игрушек принадлежит изображающим персонажи сказок («Репка», «Три медведя», «Семеро козлят» и др.). В игре с такими игрушками сказка оживает.
В группе сюжетно-образных игрушек центральное место принадлежит кукле. С ней связаны разнообразные переживания детей. Во время игры они как бы одушевляют куклу, разговарива-ют с нею, поверяют свои тайны и радости, заботятся о ней. На основе действий с такого вида игрушками у детей развивается режиссерская игра- одна из разновидностей самостоятельных сюжетных игр. В этой игре ребенок выступает творцом, отражая действительность. Взрослым необходимо обращать внимание на содержание и речевое сопровождение игры, чтобы понять внутренний мир, интересы и потребности ребенка. Действия с этими игрушками просты, по-этому их можно предложить как малышам 2 лет, так и старшим дошколятам 6-7 лет.
К группе технических игрушек относятся образы современной техники транспорт, строи-тельная техника, средства связи, конструкторы, элементарные технические средства. Интерес вызывают у детей 4-7 лет.
Дидактическая игрушка способствует решению различных обучающих задач. К ним отно-сятся народные игрушки, головоломки, игрушки для конструирования, настольно печатные игры. Эти игрушки предлагаются детям от 3до7 лет.
Театральные игрушки предназначены для театрально-художественной деятельности детей. Требуют от детей определенных умений, поэтому актуальны для детей от 3 до 7 лет.
Спортивно-моторные игрушки предназначены для решения задач физического развития: способствующие развитию мелкой моторики пальцев (мозаика, способствующие развитию различных групп мышц (мячи, скакалки, способствующие развитию основных видов движе-ний (велосипеды, лыжи, ролики, игрушки для группирования спортивных игр (обруч, кегли). Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них бо-лее координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, со-вершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие лов-кости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, в зимнее - лыжи и коньки.
Музыкальные игрушки являются подобием реальных музыкальных инструментов. Использу-ются для игр детей всех возрастов
Маскарадно-елочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке, и делают ее красивой, нарядной. Елочные игрушки вы-зывают у них радость, восторг и вместе с тем способствуют развитию тонких движений, осто-рожному обращению с хрупкими вещами.
Игрушки-забавы- смешные фигурки зверей, животных, человечков. Они берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать веселый смех, сопережи-вание радости, озабоченности, воспитать чувство юмора и т. д. Наблюдая за шагающим быч-ком, который не очень ловко опускается по наклонной доске, дети все время беспокоятся: «Он упадет!» А когда он благополучно заканчивает путь, весело смеются. В такт танцующему поро-сенку дети хлопают в ладоши и сами пританцовывают. Игрушки-забавы интересны для маленьких сами по себе; старшим же хочется узнать, почему бычок ходит, лягушка прыгает, музыкант играет. Такие игрушки предназначены для детей от 1года до 3-4 лет.
Игрушки-самоделки выполняются взрослыми совместно с детьми, или самими детьми из раз-личных материалов. Как правило, такие игрушки являются самыми любимыми для детей всех возрастов, ведь они вызывают у ребенка позитивные воспоминания о совместном изготовлении игрушки с мамой, о ее стараниях для своего ребенка, о трепетном ожидании готовности этой игрушки. Эту самодельную, пропитанную материнским теплом игрушку никогда не заменит сверхсовременная модная и во всем мире знаменитая холодная конкурентка-фабричная игрушка. Поэтому, необходимо выделять хотя бы немного времени для столь позитивного взаимодействия со своим малышом, в результате которого формируется доверие и интерес ребенка к сотрудничеству с мамочкой.