Наталья Быстрова
Рекомендации для формирования адекватной самооценки младших школьников с ЗПР
▼ Скачать
Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников с ЗПР
(статья)
Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Публикация «Рекомендации для формирования адекватной самооценки младших школьников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Существуют разные виды самооценки. Самооценка может быть стабильной и неустойчивой, адекватной и неадекватной. Стоит отметить, что неадекватная самооценка, в свою очередь, подразделяется на завышенную и заниженную.
Для психического здоровья очень важна адекватная самооценка. Если человек, в особенности ребенок, считает себя неполноценным, непривлекательным, глупым, бесполезным, то он начинает вести себя согласно этой оценке.
Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей.
Самооценка младших школьников с ЗПР практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки.
При задержке психического развития на формирование самооценки оказывает влияние, как возрастные закономерности, так и закономерности дизонтогенеза
Следовательно, дети данной категории нуждаются в коррекционно-профилактических мероприятиях, направленных на формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Для коррекции неадекватной самооценки в современной психологии существует множество методов и приёмов. Разрабатываются и внедряются в практику различные психокоррекционные программы.
Одним из таких методов является сказкотерапия.
Этот метод позволяет разрешить ряд проблем. Данный метод направлен на то, чтобы актуализировать свои проблемы и осознать их, а также помогает узнать о путях их решения. Привлекательность сказок для психокоррекции и личностного развития ребенка, направленная на развитие адекватной самооценки, заключается в следующем: отсутствие в повествованиях дидактики, открытых нравоучений; непосредственность действий главного героя; образный язык, построенный на метафорах. Метод сказкотерапии можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Важное значение имеют игровые виды коррекции. Детям младшего школьного возраста свойственно любить игры, Игра – самая естественная форма жизни ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, организуется его личность в целом. Неотъемлемой психологической особенностью игры является одновременный опыт человека через обусловленность и реальность ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра предлагает человеку возможность испытать удачу, успех, знание своих физических и умственных сил. Эти свойства игры раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал.
Среди педагогических условий развития адекватной самооценки младших школьников с ЗПР необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться - умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия.
Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно. Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К таким детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход.
Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание младшего школьника с ЗПР особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить его умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды. Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся с ЗПР о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки.
Младший школьный возраст – это ключевой период в развитии самооценки, период, который создает наиболее благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Поскольку неадекватная самооценка тесно связана с дезадаптацией обучающегося младшего школьного возраста, девиантным поведением и беспокойством, необходимо изучить самооценку ученика и создать программу коррекции. Благодаря тому, что существует большой выбор различных коррекционных программ и тренингов для коррекции самооценки, неадекватная самооценка младшего школьника будет успешно поддаваться коррекции, при этом особенно важно, как можно раньше выявить неадекватную самооценку у младших школьников и начать её коррекцию. Однако следует заметить, что формирование или установление самооценки не может быть окончательным в младшем школьном возрасте, так как личность на протяжении всей жизни развивается, и как следствие развивается и её самооценка.
Подготовила Быстрова Н. Ю
Воспитатель школы-интерната №67 г. Санкт-
Петербурга, 2023г.