МААМ-картинки

Рекомендации для формирования адекватной самооценки младших школьников с ЗПР

Наталья Быстрова
Рекомендации для формирования адекватной самооценки младших школьников с ЗПР
▼ Скачать

Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников с ЗПР

(статья)

Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Публикация «Рекомендации для формирования адекватной самооценки младших школьников с ЗПР» размещена в разделах

Существуют разные виды самооценки. Самооценка может быть стабильной и неустойчивой, адекватной и неадекватной. Стоит отметить, что неадекватная самооценка, в свою очередь, подразделяется на завышенную и заниженную.

Для психического здоровья очень важна адекватная самооценка. Если человек, в особенности ребенок, считает себя неполноценным, непривлекательным, глупым, бесполезным, то он начинает вести себя согласно этой оценке.

Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей.

Самооценка младших школьников с ЗПР практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки.

При задержке психического развития на формирование самооценки оказывает влияние, как возрастные закономерности, так и закономерности дизонтогенеза

Следовательно, дети данной категории нуждаются в коррекционно-профилактических мероприятиях, направленных на формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Для коррекции неадекватной самооценки в современной психологии существует множество методов и приёмов. Разрабатываются и внедряются в практику различные психокоррекционные программы.

Одним из таких методов является сказкотерапия.

Этот метод позволяет разрешить ряд проблем. Данный метод направлен на то, чтобы актуализировать свои проблемы и осознать их, а также помогает узнать о путях их решения. Привлекательность сказок для психокоррекции и личностного развития ребенка, направленная на развитие адекватной самооценки, заключается в следующем: отсутствие в повествованиях дидактики, открытых нравоучений; непосредственность действий главного героя; образный язык, построенный на метафорах. Метод сказкотерапии можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Важное значение имеют игровые виды коррекции. Детям младшего школьного возраста свойственно любить игры, Игра – самая естественная форма жизни ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, организуется его личность в целом. Неотъемлемой психологической особенностью игры является одновременный опыт человека через обусловленность и реальность ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра предлагает человеку возможность испытать удачу, успех, знание своих физических и умственных сил. Эти свойства игры раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал.

Среди педагогических условий развития адекватной самооценки младших школьников с ЗПР необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться - умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия.

Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно. Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К таким детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход.

Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание младшего школьника с ЗПР особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить его умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды. Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся с ЗПР о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки.

Младший школьный возраст – это ключевой период в развитии самооценки, период, который создает наиболее благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Поскольку неадекватная самооценка тесно связана с дезадаптацией обучающегося младшего школьного возраста, девиантным поведением и беспокойством, необходимо изучить самооценку ученика и создать программу коррекции. Благодаря тому, что существует большой выбор различных коррекционных программ и тренингов для коррекции самооценки, неадекватная самооценка младшего школьника будет успешно поддаваться коррекции, при этом особенно важно, как можно раньше выявить неадекватную самооценку у младших школьников и начать её коррекцию. Однако следует заметить, что формирование или установление самооценки не может быть окончательным в младшем школьном возрасте, так как личность на протяжении всей жизни развивается, и как следствие развивается и её самооценка.

Подготовила Быстрова Н. Ю

Воспитатель школы-интерната №67 г. Санкт-

Петербурга, 2023г.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Мастер-класс по аппликации «Кролик» для младших школьниковМастер-класс по аппликации «Кролик» для младших школьников Цель: изготовить аппликацию «Кролик» Задачи: - обучить алгоритму изготовления аппликации «Кролик»; - развивать творческие способности,.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьниковСтенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: - познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Стенгазета младших школьников  «23 февраля»Стенгазета младших школьников  «23 февраля» Назначение: украшение интерьера к празднику- 23 февраля. Цель: изготовить поздравительную стенгазету к празднику 23 февраля. Задачи: -создать.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для формирования адекватной самооценки младших школьников с ЗПР
Опубликовано: 18 мая 2023 в 10:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для формирования адекватной самооценки младших школьников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Быстрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД