Елена Першина
Консультация «Как понять «неправильное» поведение ребенка с РАС?»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сенсорной сферы детей с РАС становятся источником проблем в обучении и приводят к различным видам дезадаптивного поведения. Многие трудности, вызванные сенсорными особенностями детей с расстройством аутистического спектра, можно преодолеть, создавая особую сенсорную среду или используя специальное оборудование. При этом особенности восприятия каждого ребенка с РАС строго индивидуальны.
Публикация «Консультация „Как понять „неправильное“ поведение ребенка с РАС?“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Помимо исключения неприятных для ребенка сенсорных раздражителей, важно обеспечить возможность получать приятные ощущения. Получение приятных сенсорных ощущений помогают ребенку успокоиться. Именно это становится причиной того, что многие дети с РАС трясут руками, раскачиваются, постоянно произносят какие-то фразы или издают звуки, стучат по столу или что-то подбрасывают. Такие стереотипные формы поведения и аутостимуляции у людей с РАС являются попыткой сохранить неизменность, комфортность среды, справиться с сенсорной перегрузкой, отрегулировать сенсорную систему.
Приведу несколько примеров разных функций самостимуляции:
- защитная, чтоюы уменьшить боль, возникающую из-за гиперчувствительности и сенсорной перегрузки, например: ребенок с гиперчувствительностью в слуховой сфере в условиях сенсорной перегрузки (голоса детей в группе, тиканье часов и т. д.) повторяет одни и те же звуки или "гудит";
- самостимулирующая, чтобы улучшить восприятие поступающей информации в случае пониженной чувствительности, например: ребенок постоянно сосет или лижет жесткие предметы, стимулируя таким образом низкую чувствительность рецепторов рта;
- компенсирующая, чтобы понять окружающую обстановку при искаженном сенсорном восприятии (при фрагментарном восприятии, например: из-за фрагментарного восприятия ребенок не может запомнить окружающих его людей, т. к. не видит человека целиком, а только частями, для запоминания он ориентируется на обувь, рассматривает ее, запоминает и так узнает человека и успокаивается:
- создание приятных ощущений, что помогает "уйти в себя", отдалиться от сбивающей с толку и подавляющей окружающей обстановки. но в данном случае ребенок сознательно использует приятные ощущения для "отдыха", "уходя от реальности".
С одной стороны, аутостимуляция служит средством компенсации, с другой стороны, поглощенность стереотипными формами поведения может препятствовать обучению и социализации. Поэтому, для достижения ребенком комфортного состояния, специалисты и родители могут организовать сенсорную стимуляцию социально приемлимым способом (например, качание на качели, вращение на карусели и т. д.). Специалисты, а также родители, воспитатели могут организовать сенсорные игры, обеспечивающие приток "сенсорной пищи" или же, наоборот, устанавливать "сенсорную диету", в зависимости от ситуации.