Олеся Неверова
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку заговорить?»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы помочь малышу заговорить- не обязательно с первого года его жизни бежать к профессиональным специалистам и бить тревогу. В домашних условиях самостоятельно тоже можно оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте. В этой статье я опишу специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.
.
1. Разговор с самим собой.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребёнку заговорить?“» размещена в разделах
Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку». Здесь можно добавлять цвет увиденного предмета, чтобы в процессе разговоров с малышом происходило не только развитие речи, но и расширение кругозора.
.
2. Параллельный разговор.
Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Здесь важно не говорить быстро. Ребёнок должен сначала сконцентрировать своё внимание на сказанном предмете/действии, а уж потом переключаться на другой. Говорим четко, в ритме ребёнка.
.
3. Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Все мамы понимают своих деток по действиям или даже отдельным звукам, но не забывайте, что малыши к этому очень сильно привыкают. И потом уже складывается убеждение «а зачем мне говорить, когда меня и так понимают.». Иногда, лучше не спешить проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Конечно, не стоит доводить ребёнка до истерики, ведь сразу предложениями он вам не заговорит, всё постепенно.
.
4. Распространение.
Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
Ребенок: «Суп».
Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой».
.
5. Приговоры.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Время, проведённое с детьми наедине всегда доставляет массу эмоций, а если вы ещё будете рассказывать малышу прибаутку, петь веселую песенку и танцевать вместе, то это будет очень эффективно.
.
6. Выбор.
Предоставляйте ребенку возможность выбора: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?». Даже если сначала вам ребёнок будет просто показывать пальцем- не стоит вычёркивать этот метод, ведь всё приходит постепенно. Первые раз пять может сразу брать, потом показывать жестами, далее будет сопровождение звуками и в итоге придёте к нужной цели.
.
7. Продуктивные виды деятельности.
Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Никому не секрет, что мелкая моторика напрямую влияет на речь малыша. Делайте сенсорные коробки, например покрасьте рис. Приготовьте игрушки, к примеру, резиновые уточки, ракушки, камешки, бусины. проигрывайте с детьми различные истории. Например, как уточка с утятами попали в интересное приключение на прогулке. Фантазируйте, дети это очень любят. Для деток постарше для развития связной речи можно предлагать продолжить историю своей версией.
.
8. Ролевая игра.
Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. А лучше всего, если вы наденете костюм/маску сказочного героя на себя и ребёнка, начнёте проигрывать сказку, ребёнок захочет в этом поучаствовать и вовлечется в диалог. Тут можно играть даже в простой Мегафон. Мама продавец- ребёнок покупатель и наоборот. Здесь ваша фантазия как никогда будет актуальна.
.
9. Музыкальные игры.
Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Включая песенку Малыши с удовольствием подпевают, они обожают шумовые музыкальные инструменты. Создайте свой собственный оркестр, даже можно на кухне из посуды, это будет для ребёнка очень увлекательно. Петь, играть и танцевать вместе с родителями- это очень весело, а самое главное, что это ещё и полезно.
.
Чтобы добиться наилучшего результата- нужно использовать советы в комплексе. Сегодня один способ, завтра второй, а послезавтра третий. На это уй
ёт не много времени, но вклад в развитие будет внесён колоссальный.