Шмырёва Елена
Детские страхи — как помочь ребёнку. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи - как помочь ребёнку.
Детские страхи - явление распространенное, и они могут быть по любому поводу. Особенно длительно эти страхи держатся после причинения ребенку боли, чаще всего при проведении лечебных или диагностических процедур. Дети боятся взятия анализа крови, уколов, посещений стоматологов…
Темочки:
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Иногда боль причиняется родителями умышленно, как воспитательное мероприятие. Однако еще ни одно физическое наказание не приводило к желаемому результату. Зато оно порождает страх и разрушает ростки доверия между родителями и ребенком.
Еще одна причина страха у малыша - появление новорожденного в семье. И этот страх связан со страхом утраты своего былого, особенного положения единственного ребенка-первенца.
Излишняя наша опека и забота о детях непроизвольно тоже могут стать источником их страхов. «Оденься потеплее, простудишься», «Не подходи к собаке, укусит», «Не бегай на дорогу, там машины, они задавят» - и так весь день мы, сами того не сознавая, «мимозим» и внушаем страх ребенку. Ведь если этого боится мама, о чем не трудно догадаться даже по интонации ее запрета, то, очевидно, это и вправду страшно. И вот уже запуганный ребенок готов одеться потеплее, хоть и на улице жара, и испугается погладить даже собственного ласкового щенка.
Еще сложнее обстоит дело, когда мы сами специально пугаем непослушного ребенка, используя такой маневр как метод воспитания: «Не будешь кушать, поведу тебя в больницу, там доктор сделает укол», «Не будешь слушаться, отдам полицейскому, он заберет тебя».
Как правило, вначале эти банальные для взрослых фразы дают желаемый эффект. Однако часто у впечатлительных детей внушенный страх к полицейскому, врачу, собаке и т. д. способен выйти из-под контроля взрослых, и тогда малыш пугается всего и всех, кто хоть в какой-то мере похож на этого полицейского, на этого врача.
Вы сами выпустили «джинна из бутылки». И не загнать его назад. Теперь попробуй покажи ребенка доктору, когда он заболел, попробуй сделать ему хоть один укол, попробуй в гости пригласить полицейского. И объяснение родителей, что доктор добрый, а дядя-полицейский - хороший, уже не помогает.
В три года действенным толчком развития всей гаммы страхов у ребенка, как правило, бывает поступление его впервые в детский сад. Поэтому готовить ребенка к саду необходимо заблаговременно.
Малыш растет, меняется палитра страхов. Используется весь багаж пережитого. Уже в четыре года, а иногда и в пять лет ребенка настигает возрастной страх одиночества. Происхождение его нетрудно объяснить. Ведь дети в этом возрасте чувствительны все до предела к поддержке и к защите взрослых и тянутся к родителям и близким всеми фибрами своей души.
В шесть-семь лет достигает апогея страх смерти. Ребенок начинает вдруг осознавать, что смерть - естественное завершение всей жизни и рано или поздно это все-таки произойдет.
Страх смерти - проявление инстинкта самосохранения. Ребенок тщательно скрывает этот страх. Однако о нем можно догадаться, когда дошкольник постоянно видит в своих снах пожары, бедствия, болезни, т. е. все то, что угрожает его жизни и здоровью. Особенно боятся дети в этом возрасте укусов змей и операций, всего того, что может привести к смертельному исходу. Зато почти проходят страхи перед сказочными персонажами-чудовищами - как может быть Кощей бессмертным, когда бессмертных не бывает?
Чуть позже, после страха собственной смерти, появляется страх смерти своих родителей. Ребенок более реально начинает смотреть на жизнь и понимать, что взрослым осталось меньше жить. Как обойдется он без мамы и без папы? И эта мысль мучает его.
Теперь он очень дорожит родителями и всеми способами пытается угодить им, но их «оценочная» любовь не всякий раз бывает удовлетворена, и вот, уже теряя веру в себя, ребенок начинает бояться стать «не тем», кем должен быть.
Довольно часто, не придавая этому никакого значения, родители внушают страхи детям своими на ходу придуманными угрозами и оскорблениями, как стрелами ранящими самолюбие ребенка. Но если в раннем возрасте словесный метод убеждения безрезультатен, то на дошкольника он действует по-иному, и наиболее эмоционально чувствительные дети верят, что все угрозы их родителей способны реализоваться. А это - снова повод для страха.
И эти поводы можно перечислять без конца: испуг, травмирующее обстоятельство, экстремальная ситуация. Как правило, причины страхов понятны взрослым. Но иногда пережитое ребенком событие незаметно для них, и страх им кажется беспричинным. Однако даже высокий уровень тревожности у матери и страхи ее в детстве способны передаваться малышу. И предпосылка этого не генетическая обусловленность, а общая эмоциональная чувствительность у матери и ребенка.
Пожалуй, страх является опаснейшей из всех эмоций, ведь испугаться можно даже до смерти. Но он не только зло. Он - как предупреждающий сигнал. А если вовремя предупредить, то можно вовремя и изменить. Поэтому приглядывайтесь и изменяйте., при этом помня, что для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх - естественные реакции познания окружающего мира, когда они эпизодичны и полностью не подчиняют воображение ребенка.
Когда Вы видите, что Ваш малыш «бесстрашен» и даже возрастные страхи не свойственны ему, проверьте, нет ли у ребенка задержки психического развития.
Когда Вы видите, что страхи интенсивны и постоянно нарастают, влияя на характер и поведение ребенка, необходимо обратиться к специалисту.
КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:
1. Первым делом выяснить причину страха.
2. При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
3. Помнить, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
4. Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в «Бабу Ягу», а каждый жестокий отец - в «Бармалея», они бы гораздо лояльнее выбирали бы методы воспитания.
5. Ни в коем случае не запугивать малыша даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
6. Не напоминать ребенку о страхе. Не злоупотреблять излишним чтением сказок и просмотром кинофильмов.
7. Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать ему самому, а не просто отступить перед ним).
8. Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
9. Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть любимая игрушка заснет в его кроватке.
10. Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие в специальной ролевой игре, где бы страшное показалось смешным или обыденным для повседневности. Например, ребенок боится собак, затейте с ним игру в пограничника, где он будет Пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собачка расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга).
11. Если ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, если боится врача - в больницу. Главное, игра должна быть интересной, захватывающей, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.
12. Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи, постепенно, до тех пор, пока не освободится от них.
13. Ищите свой способ преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуально-личностные особенности.
14. Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх:
1. Использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
2. Не обращать на страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его.
3. Перегружать фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.
4. Передавать свой страх ребенку.