Дарья
Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой
▼ Скачать + Заказать документы
Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой
Подготовила Бондина Д. А
педагог - психолог МБДОУ
№21 «Елочка»
Конспект на тему: Как помочь ребенку дошкольного возраста справиться с эмоциональной травмой.
г. Ессентуки 2021
План конспекта:
1. Психологическая травма у детей дошкольного возраста, как проявляется;
2. Признаки психологической травмы, и травмирующие события;
3. Как родители могут помочь своему ребенку;
4. Психологическая помощь;
Публикация «Как помочь ребенку справится с эмоциональной травмой» размещена в разделах
Психологическая травма у детей дошкольного возраста, как проявляется;
Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями.
Эффективная помощь в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.
Признаки психологической травмы, и травмирующие события;
У детей дошкольного возраста на наличие проблем после перенесенной травмы указывают следующие признаки:
Ребенок постоянно плачет; Дрожит и выглядит испуганным; погружен в самостимуляцию (постоянно раскачивается взад-вперед или качает головой). У него наблюдаются расстройства сна: кошмарные сновидения, бессонница или чрезмерная сонливость; Энурез; Отмечается нарушение аппетита; Могут наблюдаться различные расстройства самочувствия без видимых причин (головная боль, головокружении, боль в позвоночнике, расстройства пищеварения).
Ребенок проявляет агрессивность или ведет себя очень шумно и грубо во время игры; очень замкнут; слишком спокоен и послушен, ничем не проявляет свои чувства и желания или же подавлен и безразличен; возвращается в определенных чертах поведения к более раннему возрасту; не может концентрировать внимание или запомнить усвоенное в школе; проявляет суетливость, раздражителен по отношению к окружающим, боится и недоверяет им; не может заниматься вместе с другими; все время думает о плохих вещах, которые, он уверен, случаться с ним в будущем.
Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире и о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективная помощь в ситуации кризиса уменьшает его негативное влияние на психическое здоровье, а также позволяет быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.
Психологическая помощь после воздействия кризисной ситуации направлена на повышение эффективности действий ребенка во время и после травмы; уменьшение неприятных и болезненных проявлений, вызванных травмирующим событием; профилактику развития нежелательных последствий травмирующего события.
До двух лет не понятно как ребенок переживает горе, так как в его голове нет постоянного (константного) объекта. До трехлетнего возраста ребенок воспринимает только отделение, удаление другого существа; позже появляется страх увечья, физического разрушения. Это возраст первых самостоятельных действий. В этот период ребенок может впервые увидеть, как автомобиль переехал четвероного друга или как кошка растерзала воробья. Именно в этом возрасте ребенок уже осознает целостность своего тела и способен представить, что нечто подобное может случиться и с ним самим. От двух до пяти лет дети обладают магическим мышлением, то есть они очень эгоцентричны и все происходящее могут связывать с собой. Смерть не является чем-то вечным для двух - пятилетнего малыша. Так, в дошкольном возрасте травмирующим для ребенка может быть все, что разрушает привычный мир и для возвращения к нормальной жизни важно восстановление игровой деятельности, и, следовательно, психологическая работа будет направлена, в основном, именно на это.
Взрослый может помочь ребенку в экстремальной ситуации, интерпретировав ее не как травмирующую, ужасную, унизительную, когда человек беспомощен, а как ситуацию, например, интересную, увлекательную, волнующую, сложную, с которой он, однако в состоянии справится. То есть способствовать такому субъективному восприятию ситуации, которое снизит ее травматичность.
Основное средство для работы с ребенком занимает игрушка как одно из эффективных средств психологической помощи среди стимульного материала. В данном случае игрушка выступает как средство, способствующее установлению позитивных отношений и общению; средство диагностики физических, психических и личностных особенностей, средство установления особенности регрессии; средство психологического сопровождения и коррекции.
При травматических ситуациях техногенного характера актуально использовать различные кубики, конструкторы, а так же материалы для продуктивной деятельности. Это пластилин, глина, краски, губки, фломастеры, цветные мелки, конструкции из бумаги, цветные карандаши, и специальные доски для изображения всего того, что эмоционально значимо в данный момент. Рисование и лепка – это значимая для детей деятельность, в которой условными обозначениями или достаточно узнаваемыми иконическими образами дети способны отреагировать свои переживания, связанными с травмой. Созданный продукт начинает осознаваться как самостоятельное авторское творение, с которым ребенок может идентифицировать себя. При травмах социального характера специфика материалов меняется на те, которые актуально использовать в ролевых и ситуационных играх для изображения людей и значимых для детей животных и предметов из прежней счастливой и обыденной жизни.
Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом, но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает. Эта стадия может длиться от нескольких дней, но чаще в течении первых 7-10 дней после воздействия чрезвычайной ситуации. Здесь актуальны уже различные игровые и другие эффективные методы работы. При реализации данных методов следует наблюдать за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность.
Для снятия агрессивного поведения, особенно актуального при переживании травмы маленькими детьми, им можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Для работы со страхами используются устрашающие маски мифологической нечисти и маски агрессивных животных. В тоже время необходима работа с эмпатийными масками и игрушками. Популярностью у детей пользуются эмпатийные мягкие игрушки с твердыми наполнителями в виде шариков в ручках и попке у игрушки. Дети при беседе в ситуации волнения, стеснения, любят теребить их и перебирать эти шарики в руках.
Сегодня специалистами достаточно точно установлено, какие страхи наиболее типичны для детей различных возрастов:
- дети до года в норме пугаются громких звуков, резких движений, незнакомых людей и т. п. ,
- в возрасте от 1 года до 3 лет появляется страх разлуки с родителями или отвержения родителей; малыши боятся ночных кошмаров, травм, незнакомых ровесников и природных явлений (например, грозы,
- с 3 до 5 лет дети начинают осознавать конечность жизни и испытывают страх по поводу своей смерти или смерти родственников; их пугают страшные сны, огонь и пожары, ядовитые змеи и природные стихии,
- в возрасте 6-8 лет возникает боязнь зловещих существ (призраков, ведьм, страх одиночества, физического насилия и социальные «школьные» страхи (оказаться несостоятельным, не оправдать ожидания родителей, быть отвергнутым коллективом,
- в 8-11 лет появляется страх, что плохие поступки ребенка будут замечены другими; дети боятся болезней, школьных неудач, грабителей, воров и хулиганов, верчения (некоторые карусели, высоты и ссор с родителями,
- с 11 до 13 лет детей пугают возможная непривлекательность, собственные странные поступки, серьезные болезни или смерть, критика взрослых, возможность попасть в глупую ситуацию и потеря личных вещей.
Чем родители могут помочь ребенку с психической травмой.
Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх.
Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.
Использованная литература.
1. Мухина В. С. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР // Психологический журнал. Том 10. 1989 с. 44-54.
2. МухинаВ. С. М92. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. —2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985.—272 с
3. Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. – М: Психологический ин-т РАО, 2007.
4. Тарабарина Н. В. Психологические последствия террористических актов // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М. : Экономика, 2004.
5. Выготский Л. С., Избранные произведения. 1984, т. 4
6. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.