Лактионова Олеся Александровна
Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Насколько быстро ребенок привыкнет к новому, зависит от многих факторов: возраста, состояния здоровья, физических и психических особенностей, что он уже умеет, хорошо ли говорит, насколько активен — и так далее.
Все дети разные и по-разному привыкают к новой среде, поэтому невозможно назвать точный срок, за который ребенок должен адаптироваться к детскому саду. Этот период может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Не существует также и четких признаков, по которым можно было бы сказать, что он уже адаптировался.
Публикация «Консультация для родителей „Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду“» размещена в разделах
Не стоит торопиться: важно проявлять терпение и поддержку, отмечать успехи малыша на этом пути. Однако на некоторые факторы родителям стоит обращать внимание, особенно если ребенок уже не первый месяц ходит в детский сад. Например:
Малыш капризничает, плачет, злится, когда наступает время идти в сад. Плохо спит, часто просыпается или ему снятся кошмары. Плохо себя чувствует, появляются головные боли, боли в животе, тошнота. Не может подружиться с другими детьми, дерется за игрушки или предпочитает играть в одиночестве. Перевозбужден, не может долго усидеть на месте. Не может сконцентрироваться, что-то забывает и часто смотрит в пространство. Отказывается есть, спать, следовать распорядку дня в детскому саду и не слушается воспитателей. Как будто забывает то, чему уже научился, и возвращается к пройденному этапу: может жевать рукава или воротник рубашки, мочиться в постель, снова говорить как младенец, проситься на руки или в коляску.
Эти факторы не обязательно означают, что с ребенком что-то не так. В начале адаптации это даже нормально, так как новая обстановка — стресс даже для взрослого человека.
Процесс привыкания может откатываться назад: например, из-за длительного перерыва по болезни или дополнительного стресса. Могут вернуться слезы и истерики во время прощания, нежелание идти в детский сад и капризы. Это важно понимать, чтобы анализировать те или иные реакции ребенка и искать их причины.
Важно оценивать состояние ребенка комплексно и быть к нему внимательными. Просите воспитателей наблюдать за ним в саду и сообщать об изменениях в поведении и эмоциональном состоянии малыша. Если ребенок уже может складно рассказывать, как прошел его день, задавайте вопросы и внимательно слушайте. Предложите ребенку поиграть — например, разыграйте спектакль, как маленький мишка не хочет идти в детский сад. Задайте вопрос: «Интересно, мишка чего-то боится? С ним что-то произошло? Что нам ему сказать?» Скорее всего, через действие с игрушкой ребенку будет легче рассказать, что ему не нравится в садике.
Если вы понимаете, что у малыша есть сложности с привыканием к детскому саду, вы всегда можете обратиться к детскому психологу. Специалист сможет корректно разобраться в его состоянии и предложит решение.
Как подготовить ребенка к посещению детского сада
Привыкание к новому — всегда непростой процесс. Ребенок привык быть дома и заниматься чем ему хочется. Поэтому ему может быть сложно сразу спокойно перенести целый день в детском саду. Все новое вызывает напряжение: обстановка, люди, правила поведения, режим дня, а главное — отсутствие родителей рядом. Поэтому важно начать подготовку еще до первого полноценного дня в детском саду, чтобы у ребенка было время понять, что что-то в его жизни изменится.
Расскажите ребенку, что такое детский сад и что он там будет делать
Расскажите ему, что детский сад — это такое место для детей, там красиво и уютно, дети вместе играют и учатся, и там будет интересно. Ведь для ребенка это целый новый мир, работающий по своим принципам и правилам, к которому ему предстоит привыкнуть.
По возможности покажите малышу здание детского сада, походите по территории, поиграйте на детской площадке. Посмотрите, как детей приводят в сад утром и забирают вечером. Обратите внимание малыша на то, что все родители забирают своих детей вечером и никто не остается на ночь. Если вы заранее познакомите его с воспитателями, ему будет легче остаться с уже знакомым человеком, когда вы уйдете и оставите его в саду.
Как именно рассказывать о детском саде ребенку, зависит от его возраста. Важно сделать это так, чтобы заинтересовать его и не испугать. Когда вы покажете ему новое место, предложите обсудить впечатления: понравилось ли ему, что он думает о воспитателях, хочет ли скорее поиграть на детской площадке и познакомиться с другими детьми. Чем интереснее будет первое знакомство, тем спокойнее будет ребенку в уже немного знакомой обстановке.
Постепенно меняйте режим дня ребенка, чтобы он был похож на режим в детском саду
Так малышу будет проще привыкнуть к новому распорядку дня. Дома, в знакомой обстановке, вы можете сдвигать время разных занятий так, чтобы это не вызывало протестов и капризов.
Начать стоит с того, чтобы ребенок ложился спать и просыпался в одно и то же время. Если он привык просыпаться в 9 утра, а в сад его нужно приводить к 8:30, будет непросто перестроиться и ему, и вам. Стоит переучиться заранее, чтобы снизить риск долгих сборов и капризов. Затем установите распорядок для других дел: приемов пищи, чтения, прогулок и так далее. Вы можете делать все это в формате игры: это позволит ребенку с интересом привыкнуть к новым условиям.
Помогайте ребенку развивать навыки, которые нужны для адаптации
Если малыш научится сам мыть руки, держать ложку и есть, собирать свои вещи и одеваться, ему будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. Воспитатель не сможет уделять ему столько же времени и внимания, сколько родители, ведь детей в группе много. Чем больше малыш сможет сделать сам для себя, тем спокойнее и увереннее он будет себя чувствовать.
Также важно, чтобы ребенок хотя бы немного умел говорить и мог привлечь к себе внимание воспитателя. Даже простых предложений — вроде «хочу пить», «хочу писать», «хочу спать» — будет достаточно, чтобы он выразил свою потребность, а воспитатель быстрее ее удовлетворил. Если же ребенок уже хорошо говорит, это поможет ему скорее наладить с другими детьми, предлагать играть и быть активным.