Танзила Сафиуллина
Консультация «Как помочь малышу связно поддерживать диалог и выстраивать рассказ»
▼ Скачать +Заказ
Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Монолог — речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа. Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».
Публикация «Консультация „Как помочь малышу связно поддерживать диалог и выстраивать рассказ“» размещена в разделах
Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»
Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.
-Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребёнком.
-Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с малышом в свободное время
-Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, расматривайте
-Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка и дедушка.
При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения : последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа.
Но, не обладая психологическими и педагогическими навыками, родителям довольно сложно правильно научить ребенка составлению рассказа или описания по картинке. Но научится этому не сложно.
Чаще всего используется следующие приё мы работы по серии сюжетных картинок:
-Установление последовательности серии.
-Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.
-Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, ребёнок должен вспомнить события рассказа и разложить последовательность картинки).
-Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; ребёнок должен догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).
-Найти лишнюю картинку.
-Распутать две сюжетные линии проодного главного героя.
-Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.
-Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между текстом рассказа и картинками).