Арина Тарасевич
Консультация «Сюжетно-ролевой диалог»
Сюжетно-ролевая игра — это важнейшая сфера саморазвития детей, развития их коммуникативной компетенции. Можно установить связь между речевыми умениями, формируемыми в процессе организованных игр-занятий, словесно-дидактических игр парами и самодеятельными сюжетно-ролевыми играми.
В процессе коллективных игр-занятий и дидактических игр парами у детей :
-формируется умение обозначать словом условные действия (словарь);
-формулировать свои мысли, желания, переживания (фразовая речь);
-налаживать игровое и словесное взаимодействие (диалог).
Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевой диалог“» размещена в разделах
Эти речевые умения используются детьми в играх для словесного обозначения условных действий, для развертывания ролевых диалогов, а также для налаживания реальных взаимоотношений.
Диалог – это в первую очередь общение, разговор, когда беседуют два или несколько партнеров на какую- либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Это не просто передача информации – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к общей деятельности.
Становится очевидным, что в настоящее время живое общение часто уходит на второй план, заменяется общением с разнообразными гаджетами. Неуклонно увеличивается количество детей, которые не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила общения, проявить инициативу в общении. В связи с тем, что общение между сверстниками в основном проходит в рамках игрового взаимодействия, сюжетно- ролевая игра является эффективной формой организации деятельности по формированию диалогической речи, а именно ролевого диалога.
В сюжетно- ролевой игре у детей формируются:
Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге :
-соблюдение очередности в разговоре;
-выслушивание собеседника;
-спокойный доброжелательный тон.
Приёмы развития ролевых диалогов (младший возраст)
Личный пример педагога (педагог сам разыгрывает диалог и постепенно привлекает к нему воспитанников)
Вопросы педагога к детям, направленные на активизацию диалога (Ты сейчас кто? Что говорит врач больному)
Побуждение к высказыванию (Спроси у дочки она не голодная? Что советует доктор)
Использование речевого оборота «Сначала - потом». Прием обеспечивает переход от одного игрового действия к другому, а также стимулирует проговаривание собственных действий («Сначала я буду купать куклу, а потом положу ее спать»).
Игры по мотивам сказок, литературных произведений, персонажи которых выполняют однотипные действия («Репка», «Теремок», «Колобок»). Проводится с небольшой подгруппой воспитанников. Этот прием способствует развитию у детей умений называть свою роль, обращаться к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог.
Перевоплощение
Игра «Телефон без абонента»
Неожиданное событие
Развитие ролевого диалога (старший дошкольный возраст)
В старшем дошкольном возрасте на передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребёнок начинает предпочитать ровесника взрослому. Образцы ведения диалога ребё нок получает в общении с взрослыми: учится говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, обучается вне ситуативному общению.
Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенные воспитателем; беседы по содержанию художественных картин; игры-драматизации и беседы по ним; вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.
Эти приемы педагогического воздействия, прежде всего, направлены на ознакомление детей с социальным окружением, трудом взрослых, взаимоотношениями в трудовом коллективе.
Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение, развивают речевой диалог. Использование нескольких педагогических средств в совокупности позволит воспитателю повысить уровень игровой деятельности, повлиять на игровые интересы детей, обогатить их новыми впечатлениями, а, следовательно, добиться гораздо более высокого уровня развития диалогической речи дошкольников.