Олеся Губенко
Как подготовить ребенка к детскому саду, если он тяжело переносит разлуку с родителем?
▼ Скачать + Заказать документы
Переживание разлуки с родителем, его качество и глубина связаны с базовым доверием к миру. Однако даже ребенок, который уверен в том, что мир в целом безопасен, что родитель всегда придет на помощь, может испытывать сильные неприятные чувства от разлуки, ведь детский сад – это, как правило, своеобразный переломный момент, новая ступень социального развития, да и просто непривычная обстановка, требующая адаптации.
Публикация «Как подготовить ребенка к детскому саду, если он тяжело переносит разлуку с родителем?» размещена в разделах
Одна из первых игр, которым научаются малыши – это игра в прятки. Эта игра помогает справиться с разлукой, отсутствием родителя и связанной с этим тревогой, пережить все это в игровой форме, получить контроль над ситуацией. И она же может помочь оценить уровень тревожности вашего ребенка : умеет ли он выдерживать игру в прятки (закрывать глаза, отворачиваться, в целом переносить напряжение) – или ему важно никогда не упускать вас из поля зрения?
Также можно понаблюдать за ребенком на прогулке : отбегает ли он от вас на детской площадке, исследует ли ее самостоятельно, иногда подбегая к вам, чтобы поделиться чем-то или что-то показать – или тянет вас за руку, постоянно смотрит на вас и боится без вас и шаг ступить?
В случае, если ребенок проявляет сильную тревожность, если она по вашим наблюдениям не уменьшается со временем – может быть полезным не сразу отдавать ребенка в сад (это, возможно, будет слишком большим стрессом, а сначала сходить к психологу/в группу “вместе с мамой” (такие есть в некоторых детских центрах). Причины детской тревожности часто кроются в особенностях внутрисемейного взаимодействия.
Что делать, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?
• Дайте ребенку время на адаптацию. Пусть первое время разлуки будет недолгим, например, час или два (но вообще индивидуально, может быть и полчаса, не нужно оставлять ребенка сразу на полный день.
• Не растягивайте разлуку : если вы сказали, что уходите, а ребенок заплакал, не нужно стоять с ним полчаса и утешать. Конечно, ребенок имеет полное право испытывать различные негативные чувства – выразите ему поддержку и утешение, пообещайте, что скоро придете, но если сказали, что вам надо идти – уходите.
• Не запрещайте ребенку чувствовать то, что он чувствует! Фразы типа “как ты можешь злиться, тебе должно быть стыдно”, “не плачь, ты же мальчик” очень негативно влияют на развитие эмоционального интеллекта и умение выражать себя. Еще раз: ребенок имеет право на ВСЕ свои чувства. Как и вы.
• Постарайтесь подготовить почву : поговорите с ребёнком, расскажите ему, что он придет в садик, там будут другие ребята, много игрушек; он поиграет/погуляет/покушает, а потом вы за ним придете. Не нужно много объяснений, пусть они будут конкретными. Например, если вы оставляете ребенка сначала на небольшое время: “Ты поиграешь тут с [имя воспитательницы], посмотри, сколько игрушек! А я сейчас схожу в магазин и куплю нам мороженое. Потом вернусь и мы пойдем гулять и есть мороженое”.
• Для детей с высокой тревожностью может быть полезно составить визуальное расписание с фотографиями (лучше, если фотографии будут привязаны к конкретной ситуации, конкретному садику, в этом вам может помочь воспитательница). Кстати с помощью такого визуального расписания впоследствии можно обсудить с ребенком, что ему понравилось, что нет (и в некоторых случаях так можно понять причину нежелания ребенка идти в сад – например, ему не нравится еда или его заставляют доедать - и у него резкая негативная реакция на фото обеденного стола).
• Обсуждайте с ребенком то, что было в детском саду, что ему понравилось, что НЕ понравилось, что он делал, с кем и во что играл. Поговорите с ребенком о его чувствах (соответственно возрасту и уровню развития) : было ли ему радостно, грустил ли он, был ли обижен на что-то. Будьте на стороне ребенка, помогайте ему справиться с новой для него средой – это и правда трудно.
• Плохое поведение – нередко маркер того, что ребенку было плохо. Если воспитатель жалуется на ребенка, не вовлекайтесь в это, не ругайте ребенка при воспитателе. Постарайтесь успокоиться и потом обсудить ситуацию с ребенком наедине, спокойно.
Также обязательно обратите внимание на свои переживания, на то, как вы сами реагируете на разлуку с ребенком, как вам удается выдерживать его слёзы/истерики/злость. Дети хорошо чувствуют настроенческий фон родителя, перенимают его, и если вы будете сильно тревожиться, ребенок может перенять ваше настроение.