Савченко Алёна
Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка ребят к школе. В разных аспектах учебно-воспитательного процесса эта работа начинается с младшего возраста, однако в старшей и подготовительной группах детского сада приобретает характер непосредственной образовательной деятельности (НОД). Так, одной из форм подготовки дошколят являются занятия по обучению основам грамоты. Разработка и проведение таких занятий с детьми 5 лет требует от воспитателя определённых психолого-педагогических и методических знаний, о которых и пойдёт речь далее.
Публикация «Как подготовить и провести занятие по обучению грамоте в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Несколько фактов из истории вопроса
Обучение чтению и письму не проводилось в дошкольных учреждениях вплоть до 1962 года. Затем в программу был включён раздел «Обучение грамоте», предполагавший формирование навыков чтения и печатного письма на части алфавита. Правда, к 70-м несовершенства методики оказались столь очевидны, что постепенно письмо, а затем и чтение из программы были исключены. Но подготовительная работа перед обучением грамоте осталась. С течением времени её основные положения начали разрабатываться уже с детьми 3–4 лет, то есть снова пришли к необходимости постижения азов чтения и письма в старшем дошкольном возрасте.
В современной системе дошкольного образования обучение грамоте включено в программу
Суть занятий по обучению основам грамоты
Обучение грамоте — это начальный уровень образовательного процесса по освоению навыков чтения и письма, который в детском саду интегрирует несколько образовательных областей: познание; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Это интересно. Обучение грамоте может быть трё х видов: предназначенное для детей в общих группах, а также логопедическое и коррекционное, которые предполагают работу с малышами, имеющими нарушения речи (в том числе и вследствие ДЦП, ЗПР). Общие занятия проводятся воспитателем, а логопедические, коррекционные — логопедом и/или дефектологом.
Занятия по обучению грамоте в группах общеразвивающей направленности проводит воспитатель
Миссия занятий
Содержание работы по обучению грамоте в детском саду раскрывается целями, которые это направление учебно-воспитательного процесса преследует: стимуляция умения наблюдать, проводить сравнительный анализ, делать выводы (за счёт активизации процессов мышления); пополнение словарного багажа; развитие речи (точное употребление языковых средств для внятного и выразительного изложения мыслей); воспитание умения следовать правилам, нужным для учебной деятельности (с опорой на личную мотивацию); обучение ребят чтению по слогам и письму.
Психологи убеждены, что до 5 лет дети наиболее восприимчивы к изучению языков, то есть очень важно формировать у малышей этого возраста языковую интуицию в отношении грамотных синтаксических конструкций, вырабатывать верное произношение и пополнять активный и пассивный словарь.
Осуществить миссию обучения азам чтения и письма в старшей группе можно систематическим решением таких образовательных задач:
познакомить малышей с сутью и принципиальными различиями понятий «буква», «звук» (буква — это «рубашка» для звука);
формировать фонематический слух (то есть навык выделять, различать и воспроизводить звуки речи);
тренировать детей в делении слов на слоги, а также объединении букв в слова;
учить голосом показывать ударный слог, протягивая звучание гласного;
обучать выполнять анализ звуков в слове (сначала на трёхбуквенных словах — дом, мак, кит, лес и др.);
развивать умение распределять согласные в две категории по твёрдости и мягкости;
познакомить малышей с содержанием понятия «предложение»;
воспитывать уважение к языку.
Занятия по обучению грамоте реализуют важные учебно-воспитательные задачи дошкольного образования
Это интересно. Современный подход к обучению грамоте основан на методе, предложенном великим педагогом К. Д. Ушинским. Суть его заключается в знакомстве со звуками при выделении их из речи. Начинается освоение с гласных звуков а, о, и, е, у, ы, которые идентифицируются сначала в односложных, а затем в двусложных и многосложных словах. После того как будут усвоены я, ю, ё, происходит переход к изучению согласных. Именно умение идентифицировать в словах согласные является, по замечанию Ушинского, «ключом к освоению навыка чтения».
Это интересно. Для детей с отклонениями в развитии, например, с нарушениями речи, есть особые методики, в частности, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Глинна и др.
Наличие рекомендаций для родителей, которые помогают грамотно выстраивать занятия дома, если малыш, к примеру, пропустил урок в детском саду Довольно «сухое» изложение материала, требующее от педагога серьёзной работы по наполнению занятия разными видами деятельности с привлечением дополнительных источников Умеренная иллюстративность: при наличии картинок для каждой буквы, для текстов, в пособии нет большого количества рисунков, то есть ничто не отвлекает от обучения Строгое условие развитой речи малыша, то есть тем детям, которые говорят с дефектами или просто неграмотно, работать по методике без предварительных занятий с логопедом будет сложно. Отработка чтения на традиционных предложениях («У Ло-ры ша-ры» и др.)
К моменту перехода в подготовительную группу старшие дошкольники должны :
знать, что такое вопросительное предложение, точка, заглавная буква;
понимать, что в слове обязательно есть акцентный слог;
уметь классифицировать звуки (согласный — гласный, твёрдый — мягкий, звонкий — глухой);
идентифицировать звуки в словах из 3–4 букв;
знать различия между понятиями «буква» и «звук»;
читать простые слова.
Приёмы для занятий по обучению грамоте
Основная форма проведения занятий по обучению грамоте — игра. Учитывая, что без постоянного словесного сопровождения разных видов активности невозможно развитие языка детей, возрастает значение речевых приёмов в работе. А так как основной канал восприятия мира дошкольниками — зрительный, без наглядности не обойтись. И, конечно, нельзя пренебречь практическими приёмами в работе, помогающими прочнее усваивать материал. Таким образом, при разработке уроков по обучению грамоте воспитатель пользуется всеми педагогически оправданными способами взаимодействия с детьми. Рассмотрим их детально.
Речевые приёмы
Развитие речи — важный критерий готовности ребёнка к обучению грамоте. И для того чтобы реализовать задачи освоения этого образовательного направления, педагог активно пользуется всем арсеналом словесных способов взаимодействия с детьми. Речевые приёмы являются важным способом взаимодействия на занятиях по обучению грамоте
Объяснение
Этот приём касается не только разъяснения самого материала, который презентуется детям, но и последовательности выполнения того или иного задания. Например, в процессе звукового анализа слова «мак» своим воспитанникам я говорю о том, что этот цветок на картинке нам в подарок прислала Фея Весна. И она очень просила в письме, чтобы мы посчитали количество звуков в слове. После этого мы по следующему заданию Феи пропеваем звуки в слове, идентифицируя согласные и гласные. Так у детей складывает алгоритм звукового анализа слова: сначала считаем буквы, потом пропеваем их, определяя гласные и согласные.
Это интересно. Повторное объяснение для старших дошколят, в том числе и от имени сказочного персонажа, можно отдавать детям, решая, кроме учебных, ещё и воспитательные задачи, то есть, прививая малышам чувство ответственности.
Загадки и стихотворения
В своей практике загадки я использую, кроме традиционной мотивации, ещё и на этапе повторения. Например, когда мы с ребятами изучили несколько букв, я организую командное разгадывание загадок:
В этой букве нег угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла. (О.)
Кусок от бублика я съел,
И получилась буква (с).
Стихотворения удобно использовать, чтобы презентовать слово для звукового анализа. Так, своих детей я мотивирую на работу со словом «сани» забавной рифмовкой:
Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они:
Вниз, под горку, едут сами,
А на горку — их тяни.
Сказки
Этот словесный приём отлично мотивирует ребят, а также даёт представление о языковых понятиях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения, например, о порядке букв в слове. В качестве образца приведу сказку о слове дом:
«В одном книжном государстве жили буквы. И однажды там случилась такая история. Буквы «Д», «О», «М» решили построить дом из кубиков, только он всё время падал. Буква «О» всё время забегала вперёд и старалась стать на крышу, обижаясь, что она вторая, а не первая.
Во время рассказывания этой сказки можно показать такую картинку: буква О обиделась, что она не первая
Буква «М» и вовсе последней не хотела быть и убежала. Долго искали её в книжном царстве. Когда нашли, то поставили в конце, букву «Д» — вперёд, а букву «О» — второй. С тех пор дом перестал качаться и падать».По ходу развития сюжета дети могут выполнять задания по поиску букв
При выборе или составлении сказок на тему нужно обязательно:
подключать к рассказу иллюстрации;
не перегружать персонажами и сюжетными поворотами;
использовать понятную лексику;
выдерживать хронометраж.
Чтение
Приём, который собственно и является результатом работы по курсу обучения грамоте. Этот навык нужно формировать также в процессе знакомства, отработки или закрепления материала. Другими словами, дети, освоив необходимый минимум слогового чтения, могут сами читать слова — подписи к картинкам или словосочетания — инструкции к играм на вводном или основном этапах занятия.
Скороговорки
Важным приёмом отработки речевого навыка является проговаривание скороговорок. Для детей старшего дошкольного возраста они могут быть ещё и юмористического содержания (ребята это точно оценят) :
В Йошкар-Олу летели йоги,
Йогурт ели по дороге.
Остренькие рожки
У козы Серёжки.
И сказал Серё жка:
«Я боюсь немножко».
Наглядные приёмы
О том, что все задания должны подкрепляться иллюстрациями, уже говорилось выше. Поэтому остановимся на таких важных наглядных приёмах, как демонстрация и показ. Первое предполагает личный пример педагога в той или иной деятельности. Так, чтобы научить ребят выделять ударный слог в словах, воспитатель сначала сам проговаривает слова с акцентом на нужную гласную, то есть «пропевает» её. А если идёт отработка написания буквы, то несколько раз прописывает её на доске, комментируя порядок выполнения элементов.
Показ включает просмотр детьми презентаций, видеороликов по теме. Например, знакомство со звуками можно начинать с подходящих отрывков обучающего мультфильма «Азбука для малышей», в котором звуки представляются через сказки. То есть дети запоминают учебный материал по ходу развития сюжета.
Практические приёмы
С помощью практики дети отрабатывают и закрепляют знания, умения и навыки. Прежде всего, стоит отметить работу малышей в прописях, где они обводят по контурам элементы, прописывают фрагменты букв и постепенно приходят к их полноценному написанию. Кроме того, закрепление букв может быть в виде:
рисунков;
аппликаций (к примеру, заполнение контуров букв по отдельности или в составе слова крупой);
поделок (объёмных букв, слогов или слов, например, из пластилина или полимерной глины).
Практические приёмы могут быть связаны с образовательным курсом опосредованно, например, составление аппликации с элементами на буквы Ц. и. В
Игровые приёмы
На занятиях по обучению азам чтения и письма используются три вида игр:
•обучающие (для знакомства, отработки и практического применения знаний, умений и навыков);
•подвижные (проводятся с целью удовлетворения потребности детей в движениях, но на материале актуальной темы);
•театрализованные (опираются во многом на личный опыт ребят и заключаются в презентации материала в форме театрализованных постановок).
Примеры игр для обучения грамоте
Обучающие : «Назови звук». Цель: Учить узнавать звук по движению артикуляционного аппарат а «Разложи картинки». Цель: Учиться дифференцировать звуки (по сходству в произношении в безударной позиции, по твёрдости — мягкости и пр.)
Подвижные: «Угадай, а потом догоняй». Цель: Развивать фонематический слух «Катание мяча». Цель: Расширять словарный запас по теме
Театрализованные: «Пальчик-мальчик». Цель; Расширять словарный запас; учиться соотносить слова с движениями
Сюжетно-ролевые игры, например, «У врача». Цель: Обогащать запас слов; развивать инициативность
Пальчиковые. •Активизировать работу речевых центров через развитие мелкой моторики; подготавливать руку к письму
Речевое развитие — процесс индивидуальный, а значит, и связанное с ним обучение грамоте также может у разных детей происходить не одинаково: кто-то хорошо идентифицирует все звуки в слове, а кто-то с трудом называет первый. В этом случае педагогу необходимо стараться индивидуализировать задания.
В своей практике я столкнулась с проблемой, когда несколько детей не могли определять количество слогов в словах. Им я предлагала такое задание: давала 3–4 карточки с изображением зверей (например, волк, лиса, собака) и 3–4 картинки с изображением построек. В одной было одно окно, во второй два, в третьей три. Ребята должны были сосчитать окна и гласные в словах — названиях животных, соотнеси их и так найти хозяев домам.
Кроме того, индивидуализировать работу с детьми можно при помощи: дополнительных заданий тем, кто выполняет основные задачи очень шустро; заучивания (или пересказа) текстов для малышей с замедленным темпом речи или небольшим запасом слов; привлечения мало отвечающих, стеснительных ребят к подготовке помещения к занятию, то есть раскладыванию материалов на столах, подготовки рабочих мест (это даёт малышам прочувствовать свою значимость, а значит испытать ситуацию успеха). Индивидуализация, безусловно, включает и работу один на один
Открытые занятия по обучению грамоте. Такой вид работы призван продемонстрировать учебные достижения детей за определённый период обучения и методические успехи педагога, работающего с группой. Для более полной оценки этих показателей открытые занятия проводятся дважды в год и соответствуют следующим требованиям: выстраиваются по определённому сюжету (например, Незнайка потерял буквы или Дюймовочка никак не может объяснить Буратино, что такое слог);
. В открытое занятие по обучению грамоте могут быть включены 2–3 игры соревновательного характера, в которых участвуют команды детей. Например, назвать по 6 слов, начинающихся с гласных и согласных, отгадать по 2–3 загадки, в ряду висящих на доске букв назвать для заданной буквы её «соседей» справа и слева.